Сравнительное изучение западных и незападных правовых традиций: проблемы методологии
Аннотация
Правовая традиция играет ключевую роль в сравнительном правоведении, представляя собой совокупность юридических, культурных, исторических и национальных элементов, которые формируют основу правопорядка в разных обществах. Сравнение западных и незападных правовых традиций сталкивается с рядом методологических трудностей, связанных с различиями в подходах к пониманию права, источников права, правоприменения, принципов регулирования и роли государства. В данной статье правовая традиция рассматривается как объект сравнительного анализа, предлагаются подходы для объективного и системного изучения различий и пересечений между западными и незападными правовыми традициями.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право между Востоком и Западом № 03/2024 |
Страницы | 2-16 |
В современном мире, мире глобализации и взаимозависимости одной из наиболее сложных юридических категорий выступает правовая традиция. Исследователи значительное внимание уделяют понятию и сущности, формам проявления правовой традиции, вместе с тем вопрос соотношения правовой традиции с другими правовыми явлениями остается, на наш взгляд, довольно фрагментарным. Отчасти это обусловлено многогранностью и полиструктурностью правовой традиции, что затрудняет попытки исследователей охватить все проявления и аспекты ее бытия. Однако не менее важной причиной является методологическая неупорядоченность исследований в данной сфере, прежде всего в связи с недостаточной корректностью понимания свойств правовых традиций, к которым можно отнести следующие:
1. Правовая традиция занимает центральное место в характеристике права как цивилизационного явления и элемента культуры любого социума. Посредством категории «традиция» можно исследовать влияние главных факторов развития права стран мира — христианства, фикха, греческой философии, римского частного права и др.
2. В основе правовых традиций лежат юридические ценности.
3. Правовая традиция сохраняет правовую систему, обеспечивает ее качественное своеобразие, самовоспроизводимость, самотождественность во всеобщей истории права.
4. Правовая традиция выступает как обобщение длительной социально-правовой практики и становится общепринятым стереотипом поведения, на основе которого формируется поведенческий фон, в итоге определяющий правовую культуру конкретного общества.
Анализ научной литературы позволяет, с определенной долей условности, выделить несколько подходов к пониманию правовой традиции. Согласно первому подходу, правовая традиция отражают смыслообразующие принципы права, которые обеспечивают преемственность предшествующего юридического опыта и ориентацию правовой деятельности на укрепление и восполнение правового наследия. Второй подход основывается на том, что правовая традиция есть единство исторически сформированного критически осмысленного коллективного опыта правовой деятельности, основанного на господствующих в обществе представлениях о праве, законности и справедливости, сохранение и воспроизведение которого обеспечивает устойчивость всей правовой системы и ее последовательное развитие. Третий подход исходит из того, что правовая традиция — это совокупность правовых знаний, юридического опыта, достигнутого предыдущими поколениями и воспринятого на нынешнем этапе развития права, который, воздействуя на духовную сферу жизни общества, участвует в формировании национальной правовой системы государства, правосознания его граждан. Четвертый подход рассматривает правовую традицию как выраженный в социально организованных коллективах правовой опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных рамках передается от одного поколения к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения, опосредованные в государственно-правовом пространстве данного общества.