Дата публикации: 05.12.2024

Налогообложение доходов от международной перевозки (ч. 1)

Аннотация

В статье дается обзор развития правил налогообложения доходов от международной перевозки в национальном и межгосударственном аспектах. Автор оценивает перспективы изменения международного консенсуса по налогообложению доходов от международной перевозки с учетом исторического опыта, статистических данных, национальных и международных модельных документов. В работе анализируется российская и зарубежная правоприменительная практика, выявляются сложности в применении соглашений об избежании двойного налогообложения и формулируются предложения по изменению правового регулирования.




Введение: постановка проблемы

По образному сравнению ЮНКТАД, морские международные перевозки – это жизненно важные артерии мировой экономики, которые обеспечивают до 80% мировой торговли товарами, составляют более 12 млрд тонн в год и имеют ежегодный прирост в среднем 2%.

В то же время в литературе отмечается необходимость реформирования правил налогообложения доходов от морских перевозок, которые превратились в сферу с минимальным или даже нулевым налогообложением. Данная отрасль (мировая морская торговля) в 2017 г. оценивалась примерно в 12 трлн долларов США, а в 2019 – уже более чем в 14 трлн долларов США, учитывая еще то обстоятельство, что 10 крупнейших компаний контролируют более 70% мирового морского флота.

Так, по данным статистики ЮНКТАД, на июнь 2024 г. в мире зарегистрировано 108 787 судов торгового флота, из которых около 70% по месту регистрации приходится на развивающиеся страны, в том числе 14,1% – на страны БРИКС, а 23,67% – на страны ОЭСР. Примечательно, что на крошечные островные государства, в том числе офшорные территории, приходится около 19% мирового торгового флота – 20 516 судов. На долю России относится всего 2,67% (2 902 судна).

Согласно той же статистике ЮНКТАД, только в разрезе принадлежности бенефициара торгового флота к государству, доля развитых стран составляет 63,39%, в том числе стран ОЭСР – 59,46%, доля развивающихся стран – 36%, в том числе БРИКС – 15,4%. В топ-11 стран вошли Китай (в том числе Гонконг и Тайвань) – 17,47%, Греция – 11,75%, Япония – 10,7%, США – 7,66%, Сингапур – 5,36%, Норвегия – 4,52%, Соединенное Королевство – 4,14%, Республика Корея – 3,51%, Германия – 3,17%, Швейцария – 2,27% и Бермуды – 2,17%. Россия занимает 1,23%.

Список литературы

1. Замараева Е.Н. История возникновения и развития международных транспортных коридоров / Е.Н. Замараева // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 6–5 (108). С. 28–31.
2. Климентьева В.Г. Проблемы избежания двойного налогообложения доходов от международных перевозок // Административное и муниципальное право. 2008. № 10 (10). С. 77–80.
3. Савицкий А.И. Первые международные налоговые договоры и их предшественники : сборник международных договоров, отредактированных и исправленных, со вступительной статьей. В 4 томах. Т. 1. Международные договоры XVII–XIX вв. / А.И. Савицкий. Екатеринбург :
4. Falcao, T. Can the Digital Economy Debate Improve the Taxation of International Shipping Profits? / T. Falcao // Tax Notes International. 2020. Vol. 99. Iss. 8. P. 1065–1071.
5. Kofler, G. (2023). Article 8: International Shipping and Air Transport / G. Kofler // Klaus Vogel on Double Taxation Conventions / eds. by E. Reimer, A. Rust. 5th ed. Wolters Kluwer, 2023. P. 609–656.
6. Maisto, G. Article 8: International Transport and Other Operations / G. Maisto // Global Tax Treaty Commentaries, Global Topics IBFD. URL: <a href="https://research.ibfd.org/#/doc?url=/collections/gttc/html/gttc_article8_chaphead.html" target="_blank">https://research.ibfd.org/#/doc?url=/collections/gttc/html/gttc_article8_chaphead.html</a> (date of access: 28.10.2024).
7. Taxation of Shipping and Air Transport In Domestic Law, EU Law and Tax Treaties / eds. by G. Maisto. Amsterdam : IBFD, 2017. 732 p.

Остальные статьи