Налогообложение доходов от международной перевозки (ч. 1)
Аннотация
В статье дается обзор развития правил налогообложения доходов от международной перевозки в национальном и межгосударственном аспектах. Автор оценивает перспективы изменения международного консенсуса по налогообложению доходов от международной перевозки с учетом исторического опыта, статистических данных, национальных и международных модельных документов. В работе анализируется российская и зарубежная правоприменительная практика, выявляются сложности в применении соглашений об избежании двойного налогообложения и формулируются предложения по изменению правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 04/2024 |
Страницы | 37-43 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-4-37-43 |
Введение: постановка проблемы
По образному сравнению ЮНКТАД, морские международные перевозки – это жизненно важные артерии мировой экономики, которые обеспечивают до 80% мировой торговли товарами, составляют более 12 млрд тонн в год и имеют ежегодный прирост в среднем 2%.
В то же время в литературе отмечается необходимость реформирования правил налогообложения доходов от морских перевозок, которые превратились в сферу с минимальным или даже нулевым налогообложением. Данная отрасль (мировая морская торговля) в 2017 г. оценивалась примерно в 12 трлн долларов США, а в 2019 – уже более чем в 14 трлн долларов США, учитывая еще то обстоятельство, что 10 крупнейших компаний контролируют более 70% мирового морского флота.
Так, по данным статистики ЮНКТАД, на июнь 2024 г. в мире зарегистрировано 108 787 судов торгового флота, из которых около 70% по месту регистрации приходится на развивающиеся страны, в том числе 14,1% – на страны БРИКС, а 23,67% – на страны ОЭСР. Примечательно, что на крошечные островные государства, в том числе офшорные территории, приходится около 19% мирового торгового флота – 20 516 судов. На долю России относится всего 2,67% (2 902 судна).
Согласно той же статистике ЮНКТАД, только в разрезе принадлежности бенефициара торгового флота к государству, доля развитых стран составляет 63,39%, в том числе стран ОЭСР – 59,46%, доля развивающихся стран – 36%, в том числе БРИКС – 15,4%. В топ-11 стран вошли Китай (в том числе Гонконг и Тайвань) – 17,47%, Греция – 11,75%, Япония – 10,7%, США – 7,66%, Сингапур – 5,36%, Норвегия – 4,52%, Соединенное Королевство – 4,14%, Республика Корея – 3,51%, Германия – 3,17%, Швейцария – 2,27% и Бермуды – 2,17%. Россия занимает 1,23%.