Возврат (зачет) сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета: вопросы судебной практики
Аннотация
В статье анализируются материалы судебной практики, сложившейся после начала действия новой редакции гл. 12 Налогового кодекса РФ. Споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и иных обязательных платежей возникают по поводу реализации прав третьих лиц, претендующих на указанные суммы; начисления процентов на сумму излишне взысканных денежных средств и другим вопросам. Обращается внимание на случаи использования механизма возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого лицевого счета для незаконных схем по обналичиванию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 04/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-4-26-29 |
Введение технологии единого налогового счета повлекло трансформацию механизма возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, в первую очередь, его формы, равно как и видоизменился весь процесс исполнения налоговой обязанности. В гл. 12 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) определено, что такие суммы формируют положительное сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС) и остаются на счете после исполнения налоговой обязанности (далее – излишние суммы).
До 1 января 2023 г. гл. 12 НК РФ действовала в другой редакции, ограничивая, в частности, налогоплательщика правом на подачу заявления о зачете или возврате излишних сумм трехлетним сроком давности. Спорные ситуации, возникающие в связи с данным фактором, обсуждались в науке. В настоящее время кодекс не устанавливает предельный срок на распоряжение суммой положительного сальдо, что гарантирует налогоплательщику право воспользоваться процедурой зачета или возврата в любое время.
Налоговые органы, согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, должны произвести возврат или зачет денежных средств налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту в установленном порядке. Для самих же подконтрольных лиц распоряжение данными средствами выступает в качестве правомочия (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Выступая от имени государства, налоговые органы производят указанные действия за счет бюджетных средств, тем самым реализуя, как отмечает М.В. Карасева (Сенцова), свою специальную правосубъектность.
Возникающие в судебной практике спорные ситуации в этой области связаны с решением таких вопросов, как: кто может получить излишние суммы, начисляются ли на них проценты, как осуществляется возврат переплаченных сумм в случае признания акта (решения) налогового органа незаконным и пр.
Несмотря на то, что круг субъектов, которые могут претендовать на излишние суммы, кодексом ограничен, к их числу следует отнести и наследников налогоплательщиков и плательщиков сборов. По правилам ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), в состав наследства включаются не только вещи, но и имущественные права и обязанности наследодателя. Верховным Судом РФ было отмечено, что наследники имеют право на получение излишне поступивших в бюджет денежных сумм, если эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но не получены им при жизни. Законодательство о налогах и сборах не запрещает правопреемство в налоговых отношениях, а принцип самостоятельности уплаты налога не исключает возможности наследования излишне уплаченных сумм обязательных платежей.