Дата публикации: 05.12.2024

Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена проблемам интеграции системы имущественного налогообложения на новых территориях в налоговую систему Российской Федерации. Авторами проведено сравнение концепций имущественного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Украины, выявлены существенные факторы, осложняющие применение налогового законодательства Российской Федерации в Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Даны рекомендации относительно подходов к синхронизации имущественного налогообложения на переходный период с учетом необходимости сохранения приемлемого уровня налоговой нагрузки.




Интеграция новых территорий в правовое, экономическое и социальное пространство Российской Федерации сопряжена с трудностями, обусловленными как разницей в уровне социально-экономического развития и качестве правовых институтов регионов, так и усугубленными серьезными разрушениями объектов социально-экономической и транспортной инфраструктуры. Оценка проблем и перспектив фискальной интеграции новых регионов в единое экономическое пространство Российской Федерации требует анализа «входных» условий в отношении, в частности, имущественного налогообложения.

Сравнительный анализ имущественного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Украины

Вопросы, касающиеся налогообложения имущества, осложняются, с одной стороны, необходимостью соблюдения единого базового подхода на всем экономическом пространстве Российской Федерации, с другой стороны, – изначальным отсутствием синхронизации порядка исчисления имущественных налогов на новых территориях с таковым в налоговом законодательстве РФ. При этом необходимо не ухудшить положение налогоплательщиков, т.е. не создать на переходном этапе налоговую нагрузку более, чем она была до вхождения территорий в состав Российской Федерации. Существенный рост налоговой нагрузки может привести к негативной реакции налогоплательщиков, стремлению к сокрытию объектов налогообложения и незаконному сокращению налоговой базы.

В качестве имущественных налогов будут рассмотрены налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги в целях сопоставимости объектов исследования.

В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога.

Список литературы

1. Дерина О.В. Налоговая нагрузка: экономическая сущность и роль в регулировании социально-экономической сферы / О.В. Дерина, Г.В. Морозова // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. С. 51–54.
2. Пансков В.Г. Налоговое регулирование как инструмент подъема экономики / В.Г. Пансков // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 3. С. 86–99.
3. Пьянова М.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц как инструмент реализации социальной функции налога / М.В. Пьянова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 16 (298). С. 44–52.
4. Стецюнич Ю.Н. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства / Ю.Н. Стецюнич, И.И. Гретченко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 1–2 (58). С. 3–5.
5. Шереметьев Д.Е. Государственная кадастровая оценка в Российской Федерации в 2023 году / Д.Е. Шереметьев // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. № 1. С. 63–69.

Остальные статьи