Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
Аннотация
Статья посвящена проблемам интеграции системы имущественного налогообложения на новых территориях в налоговую систему Российской Федерации. Авторами проведено сравнение концепций имущественного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Украины, выявлены существенные факторы, осложняющие применение налогового законодательства Российской Федерации в Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Даны рекомендации относительно подходов к синхронизации имущественного налогообложения на переходный период с учетом необходимости сохранения приемлемого уровня налоговой нагрузки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 04/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-4-21-25 |
Интеграция новых территорий в правовое, экономическое и социальное пространство Российской Федерации сопряжена с трудностями, обусловленными как разницей в уровне социально-экономического развития и качестве правовых институтов регионов, так и усугубленными серьезными разрушениями объектов социально-экономической и транспортной инфраструктуры. Оценка проблем и перспектив фискальной интеграции новых регионов в единое экономическое пространство Российской Федерации требует анализа «входных» условий в отношении, в частности, имущественного налогообложения.
Сравнительный анализ имущественного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Украины
Вопросы, касающиеся налогообложения имущества, осложняются, с одной стороны, необходимостью соблюдения единого базового подхода на всем экономическом пространстве Российской Федерации, с другой стороны, – изначальным отсутствием синхронизации порядка исчисления имущественных налогов на новых территориях с таковым в налоговом законодательстве РФ. При этом необходимо не ухудшить положение налогоплательщиков, т.е. не создать на переходном этапе налоговую нагрузку более, чем она была до вхождения территорий в состав Российской Федерации. Существенный рост налоговой нагрузки может привести к негативной реакции налогоплательщиков, стремлению к сокрытию объектов налогообложения и незаконному сокращению налоговой базы.
В качестве имущественных налогов будут рассмотрены налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги в целях сопоставимости объектов исследования.
В Российской Федерации представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями в отношении установления ставок по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в пределах величин, установленных Налоговым кодексом РФ. Полномочия представительных органов муниципальных образований распространяются на установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков земельного налога.