Взносы в социальные фонды: политико-правовые аспекты реформ
Аннотация
Взносы в социальные фонды в финансовой практике разных государств обычно имеют модели администрирования, отличные от налогов. В России несколько раз были реализованы переходы от одной к другой модели администрирования. В ходе переходов выявлялся целый ряд проблем, которые необходимо зафиксировать и учесть в будущем. Авторы обращают внимание на необходимость переходного периода и ясной оценки операционных рисков в ходе реформ.
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 04/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-4-14-18 |
Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации является реализация социальных прав граждан, которые имеют высшую ценность и защищаются целым комплексом законодательных норм. Один из механизмов обеспечения социальных прав являются социальные взносы, аккумулируемые в специальных фондах.
Еще в 1944 г. на 26-й сессии Международной конференции труда в Филадельфии обсуждались проблемы обеспечения дохода для потерявших трудоспособность и проблемы финансирования медицинского обслуживания. По результатам обсуждения были приняты соответствующие рекомендации: обеспечить гарантированный доход утратившим трудоспособность лицам или временно не имеющим оплачиваемую работу. Предложено также обеспечить доходом лиц, потерявших кормильца. Рекомендации призывали унифицировать социальное страхование в разных странах. Начиная с этих рекомендаций, социальные гарантии охватывали уже всех трудящихся, включая сельское население и самозанятых. Медицинское обслуживание, финансируемое за счет социальных взносов, распространилось на все категории населения. С этих рекомендаций стало развиваться современное социальное страхование и соответствующая система социальных взносов, взимаемых с работников и с работодателей.
Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ведет статистику доли взносов в социальные фонды по отношению к валовому внутреннему продукту. Для целей сопоставимости международной статистики все взносы в социальные фонды – пенсионные, медицинского страхования и социального страхования и т.д. – объединяются воедино, чтобы устранить различия в финансовых системах. Под взносами в социальные фонды (социальными взносами) понимаются обязательные платежи, с которыми связываются права на получение в будущем социальных благ: выплаты по безработице, выплаты в связи с потерей трудоспособности по здоровью или иным причинам, выплаты по старости, выплаты по потере кормильца, выплаты по семейным обстоятельствам, оплата и возмещение за предоставление медицинских услуг. Субъектами платежей могут быть как работающие, так и работодатели. Такие платежи обычно предназначены для финансирования социальных выплат и обычно (но не обязательно) выплачиваются в адрес тех организаций, которые занимаются перераспределением этих выплат. Индикатор по социальным взносам относится к государству в целом (всем его уровням) и измеряется в процентном соотношении к ВВП и общим налоговым поступлениям.
По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), платежи на социальное страхование с 1965 г. по 2016 г. в среднем по всем странам – участницам ОЭСР выросли с 24,8% от ВВП до 34,3% ВВП. В некоторых государствах рост составил вдвое больше. Для Российской Федерации аналогичные платежи были и остаются не менее важными. Доля их выросла за последние десятилетия. Хотя настолько глубоко уходящую во времени статистику здесь не подводят, поскольку до 1990-х годов действовала советская система, которую не совсем корректно сопоставлять с другими.
В настоящей статье мы сконцентрируемся на проблемах администрирования этих платежей в Российской Федерации.