Конституционные реформы 2020-х годов в Киргизии и Казахстане
Аннотация
В статье дается описание и проводится сравнительный анализ конституционных реформ в Киргизской Республике (далее — Киргизия) и Республике Казахстан (далее — Казахстан). Авторами кратко описывается исторический контекст данных реформ в странах за последнее десятилетие. Исследуется содержание новых конституций и делается попытка спрогнозировать возможные направления дальнейшего конституционно-правового развития в данных странах. Анализ конкретных статей конституций дает возможность сформировать две вероятные модели преобразований конституций в изучаемых странах. Делается вывод о проявившейся тенденции к умеренной модернизации и децентрализации в Казахстане и обозначившейся концентрации полномочий в Киргизии. Особенно отмечается возрастающее влияние традиционных ценностей на формируемые государственные институты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 04/2024 |
Страницы | 20-30 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-4-20-30 |
Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации 1993 г. стало главным общественно-политическим событием в нашей стране в 2020 г. Вместе с тем процессы конституционных преобразований в 2020-е годы проходят и в других странах «постсоветского пространства»: Белоруссии, Узбекистане, Казахстане и Киргизии, хотя причины и предпосылки для них различаются.
Актуальность исследования объясняется возрастающим значением для России стран Центральной Азии. В условиях изменения геополитической обстановки и смены парадигмы развития нашей страны представляется важным укрепление связей со странами, имеющими тесную историческую и культурную общность с Россией. Вместе с тем ряд ведущих исследователей констатируют сформированный ранее ретроактивный подход Российской Федерации к политике в данном регионе.
В частности, профессор В.Л. Толстых отмечает: «Международно-правовая политика России в Центральной Азии является пассивной и ретроактивной: Россия фактически заблокировала центральноазиатский проект, не принимает участия в решении проблем региона и не предлагает собственной интеграционной стратегии. Она по-прежнему выступает главным внешним актором, но ее влияние постепенно ослабевает».
Современные события и заставляют внимательнее присмотреться к происходящим в регионе процессам, в том числе актуальным политическим и конституционным изменениям.
За 33 года, прошедших после распада СССР, выросли новые поколения граждан, которые не связаны общими воспоминаниями с проживанием в одной большой стране. Происходит смена поколений и в политическом руководстве, среди политиков и высших управленцев. Новые лидеры зачастую не готовы беспрекословно слушаться во всем Россию как «старшего брата». Важнейшей государственной идеей становится политический прагматизм, построение независимых, равных, партнерских отношений с другими акторами. Регион является одним из центров, в котором сталкиваются интересы России, Китая, ЕС и США. О повышении политического веса Центральной Азии как субъекта международной политики говорит также появление новых диалоговых площадок в формате «ЦА плюс». Кроме того, видны попытки формирования собственной «центрально-азиатской идентичности». Как подчеркивает президент Казахстана Ж-К Токаев: «…в условиях деглобализации внутрирегиональное взаимодействие стран Центральной Азии приобретает огромную актуальность как для самосохранения ее в качестве особого цивилизационного ареала».