Дата публикации: 05.12.2024

Гибридная модель конституционного контроля в Швеции

Аннотация

Настоящая статья посвящена особенностям института конституционного контроля в Швеции. Автор анализирует конституционные основы института конституционного контроля в этой скандинавской стране, формы и способы его осуществления, причины отказа от учреждения специализированного судебного органа конституционного правосудия и приходит к выводу о достаточно уникальной модели конституционного контроля, сложившейся в Швеции. Она характеризуется сочетанием децентрализованной, централизованной и политической моделей конституционного контроля. Особое внимание уделяется роли Законодательного совета и Конституционной комиссии Риксдага в осуществлении предварительного конституционного контроля.




В правовой доктрине Швеции, как и других скандинавских стран, для обозначения деятельности компетентных органов, связанной с проверкой законов и иных нормативных актов на соответствие конституции, вместо термина «конституционный контроль» чаще применяется термин «право проверки» (шв.: prövningsrätt, дат./норв.: prøvelserett), под которым следует понимать правомочия судов и иных органов (в Швеции — Законодательного совета, Конституционной комиссии парламента, тальмана Риксдага) проверять нормативно-правовые акты, а в некоторых случаях и их проекты, на предмет их конституционности, законности их принятия и содержания. В настоящей статье будет использоваться более общеупотребительный в отечественной правовой науке термин — «конституционный контроль».

Институт конституционного контроля в Швеции получает свое конституционное признание позднее, чем в других западноевропейских странах (Австрии, Германии, Франции). Происходит это только во второй половине XX в., после принятия в стране нового Акта о форме правления 1974 г. До этого времени шведский парламент не считал приемлемой идею осуществления судами проверки законов на соответствие конституции.

Несмотря на принадлежность к романо-германской правовой семье, Швеция не реципировала классическую европейскую модель конституционного контроля, предполагающую создание специализированного судебного или квазисудебного органа, наделенного правом проверять конституционность законов и иных нормативных правовых актов. Швеция создала свою, на наш взгляд, весьма самобытную модель конституционного контроля, которая сочетает в себе элементы децентрализованного и централизованного, а также политического (парламентского) конституционного контроля, что в целом свидетельствует о его гибридном (смешанном) характере. При этом шведская модель конституционного контроля отличается от той модели, которая сложилась в других Скандинавских странах.

Следует отметить, что в Швеции, как и в других североевропейских странах, неоднократно обсуждался вопрос о целесообразности создания конституционного суда. В 1973, 1977 гг. этот вопрос стал предметом изучения специальных парламентских комиссий, которые пришли к одному и тому же выводу: демократическое функционирование шведской политической системы может быть поставлено под угрозу при условии учреждения в стране специального конституционного суда, а назначение на должность конституционных судей грозит стать политизированной акцией.

Новый этап в обсуждении вопроса об учреждении специального судебного органа конституционного контроля в Швеции пришелся на 90-е годы XX в. В 1992 г. был сформирован еще один специальный парламентский комитет, в задачу которого вошла систематизация конституционных прав и свобод. В своем итоговом докладе (SOU 1993:40) комитет вновь отклонил идею учреждения в стране конституционного суда. Согласно докладу, создание конституционного суда может повлечь за собой обострение взаимоотношений между национальными политическими и судебными институтами. В докладе особо подчеркивалось отсутствие достаточного количества дел для обеспечения конституционного суда на постоянной основе работой.

Список литературы

1. Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах : коллективная монография / И.А. Ракитская, М.А. Исаев, Ю.И. Лейбо [и др.] ; под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2017. 325 с.
2. Конституционный контроль в зарубежных странах : коллективная монография / Ю.И. Лейбо, Е.Я. Павлов, А.Г. Орлов [и др.] ; ответственные редакторы Е.Я. Павлов, Е.А. Кремянска. Москва : МГИМО-Университет, 2015. 341 с.
3. Парламентский контроль в Российской Федерации и в зарубежных странах: нормативное регулирование и практика реализации : коллективная монография / Е.А. Водяницкая, Ю.И. Лейбо, О.О. Базина [и др.]. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 545 с.
4. Правительство в зарубежных странах : коллективная монография / под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2016. 368 с.
5. Ракитская И.А. Конституционная ответственность правительства, министров и других должностных лиц в государствах Северной Европы / И.А. Ракитская // Право и управление. XXI век. 2008. № 2 (7). С. 15–23.
6. Ракитская И.А. Процедура импичмента и практика его применения в странах Северной Европы / И.А. Ракитская, Ю.И. Лейбо, Е.Я. Павлов // Международное публичное и частное право. 2019. № 5. С. 39–42.
7. Ракитская И.А. Формы парламентского контроля в Скандинавских странах и Финляндии : диссертация кандидата юридических наук / И.А. Ракитская. Москва, 2001. 197 с.
8. Ракитская И.А. Характеристика отдельных форм парламентского контроля: опыт зарубежных стран / И.А. Ракитская, Е.А. Кремянская // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 6. С. 69–76.
9. Bull Th. Judges without a Court — Judicial Preview in Sweden / Th. Bull // The Legal Protection of Human Rights: Sceptical Essays / ed. by T. Campbell, K.D. Ewing, A. Tomkins. Oxford University Press, 2011. P. 392–409.
10. Hautamäki V.-P. Reasons for saying: no thanks! Analysing the Discussion about the Necessity of a Constitutional Court in Sweden and Finland / V.-P. Hautamäki // Electronic Journal of Comparative Law. 2006. Vol. 10. Iss. 1. P. 4.
11. Nordquist J. Domstolar i det svenska politiska systemet — Om demokrati, juridik och politik under 1900-talet / J. Nordquist. Stockholm : Stockholms universitet, 2001. 255 s.
12. Petersson O. Judicial review / G. Petersson, O. Petersson. URL: <a href="https://olofpetersson.se/politicssweden/JudicialReview_notes.pdf" target="_blank">https://olofpetersson.se/politicssweden/JudicialReview_notes.pdf</a>

Остальные статьи