Гибридная модель конституционного контроля в Швеции
Аннотация
Настоящая статья посвящена особенностям института конституционного контроля в Швеции. Автор анализирует конституционные основы института конституционного контроля в этой скандинавской стране, формы и способы его осуществления, причины отказа от учреждения специализированного судебного органа конституционного правосудия и приходит к выводу о достаточно уникальной модели конституционного контроля, сложившейся в Швеции. Она характеризуется сочетанием децентрализованной, централизованной и политической моделей конституционного контроля. Особое внимание уделяется роли Законодательного совета и Конституционной комиссии Риксдага в осуществлении предварительного конституционного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Журнал Конституционного правосудия № 04/2024 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/2072-4144-2024-4-15-19 |
В правовой доктрине Швеции, как и других скандинавских стран, для обозначения деятельности компетентных органов, связанной с проверкой законов и иных нормативных актов на соответствие конституции, вместо термина «конституционный контроль» чаще применяется термин «право проверки» (шв.: prövningsrätt, дат./норв.: prøvelserett), под которым следует понимать правомочия судов и иных органов (в Швеции — Законодательного совета, Конституционной комиссии парламента, тальмана Риксдага) проверять нормативно-правовые акты, а в некоторых случаях и их проекты, на предмет их конституционности, законности их принятия и содержания. В настоящей статье будет использоваться более общеупотребительный в отечественной правовой науке термин — «конституционный контроль».
Институт конституционного контроля в Швеции получает свое конституционное признание позднее, чем в других западноевропейских странах (Австрии, Германии, Франции). Происходит это только во второй половине XX в., после принятия в стране нового Акта о форме правления 1974 г. До этого времени шведский парламент не считал приемлемой идею осуществления судами проверки законов на соответствие конституции.
Несмотря на принадлежность к романо-германской правовой семье, Швеция не реципировала классическую европейскую модель конституционного контроля, предполагающую создание специализированного судебного или квазисудебного органа, наделенного правом проверять конституционность законов и иных нормативных правовых актов. Швеция создала свою, на наш взгляд, весьма самобытную модель конституционного контроля, которая сочетает в себе элементы децентрализованного и централизованного, а также политического (парламентского) конституционного контроля, что в целом свидетельствует о его гибридном (смешанном) характере. При этом шведская модель конституционного контроля отличается от той модели, которая сложилась в других Скандинавских странах.
Следует отметить, что в Швеции, как и в других североевропейских странах, неоднократно обсуждался вопрос о целесообразности создания конституционного суда. В 1973, 1977 гг. этот вопрос стал предметом изучения специальных парламентских комиссий, которые пришли к одному и тому же выводу: демократическое функционирование шведской политической системы может быть поставлено под угрозу при условии учреждения в стране специального конституционного суда, а назначение на должность конституционных судей грозит стать политизированной акцией.
Новый этап в обсуждении вопроса об учреждении специального судебного органа конституционного контроля в Швеции пришелся на 90-е годы XX в. В 1992 г. был сформирован еще один специальный парламентский комитет, в задачу которого вошла систематизация конституционных прав и свобод. В своем итоговом докладе (SOU 1993:40) комитет вновь отклонил идею учреждения в стране конституционного суда. Согласно докладу, создание конституционного суда может повлечь за собой обострение взаимоотношений между национальными политическими и судебными институтами. В докладе особо подчеркивалось отсутствие достаточного количества дел для обеспечения конституционного суда на постоянной основе работой.