Дата публикации: 05.12.2024

Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации

Аннотация

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют важное значение для развития законодательства в данной сфере и практики его применения. Автором предпринята попытка комплексного обзора решений Конституционного Суда РФ, связанных с реализацией права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на социальную защиту и социальное обеспечение.




«По смыслу нашей Конституции социальная политика, основанная на принципе социального государства... это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав. С позиций такого подхода общество (в лице государства) с помощью соответствующих компенсаторных механизмов обеспечивает наиболее слабым членам равенство стартовых возможностей в реализации основных прав и свобод».

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, безусловно, являются наименее защищенными членами общества как принадлежащие к категории «дети», положение которых еще больше усугубляется отсутствием родителей и, как следствие, невозможностью осуществления отдельных прав. В связи с этим большим шагом вперед по пути усиления гарантий их государственной защиты стала конституционная поправка, возлагающая на государство обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). В названную категорию детей ст. 1 Федерального закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ) включает следующие «подкатегории»: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — лица из их числа). Это позволяет предположить, что вышеприведенное конституционное положение следует толковать во взаимосвязи с нормами отраслевого законодательства. По объему такое толкование является расширительным, поскольку предполагает распространение соответствующих обязанностей государства не только на детей, оставшихся без попечения родителей, но и на детей-сирот, такого попечения, возможно, ранее не имевших в связи с отсутствием (например, по причине смерти) родителей, которые обязаны были бы его предоставить.

Для указанной категории детей компенсаторными механизмами выступают, во-первых, семейное устройство и, во-вторых, предоставление мер социальной защиты как общего характера (адресованных любому ребенку), так и специального (обусловленных отсутствием родительской опеки).

В настоящее время специальные меры их социальной защиты можно разделить на материальные (пенсии, пособия, обеспечение государством бесплатного проживания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, питанием, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта и прочее) и нематериальные или натуральные (в сфере образования, обеспечения жилым помещением, трудоустройства, защиты от безработицы). Система социальной защиты детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — детей-сирот) непрерывно развивается: уточняются правовые нормы; совершенствуются социально-обеспечительные механизмы; детям, оба родителя которых неизвестны, установлен новый вид пенсии; расширяются формы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Однако проблемы при реализации прав и законных интересов этих детей все же имеют место, о чем свидетельствует обширная судебная практика. Например, согласно данным судебной статистики, в 2023 г. с вынесением решения было рассмотрено 7922 спора, возникающих при реализации Закона № 159-ФЗ, в 2022 г. — 8910, в 2021 г. — 11 822, в 2020 г. — 9345, 2019 г. — 8235, в 2018 г. — 7767, в 2017 г. — 7159 дел. То есть количество спорных ситуаций по итогам 2023 г. находится на уровне 2018–2019 гг.

Список литературы

1. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования / Е.Г. Азарова // Журнал российского права. 2017. № 8 (248). С. 112–127.
2. Галаева Л.А. Значение иждивения в пенсионном законодательстве Российской Федерации / Л.А. Галаева, А.В. Пятина, Е.И. Слугина // Экономика. Социология. Право. 2023. № 2 (30). С. 79–88.
3. Зорькин В.Д. Под знаком обновленной Конституции / В.Д. Зорькин // Конституционный Суд Российской Федерации. Выступления и публикации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. 2023. 12 декабря.
4. Карпеева Е.В. Защита в гражданском судопроизводстве прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.В. Карпеева. Екатеринбург, 2022. 32 с.
5. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л.В. Лазарев. Москва : Издательский дом «Городец» ; Формула права, 2003. 345 с.
6. Присяжнюк Ю.П. Предоставление жилья детям как мера социальной поддержки. проблемы и перспективы / Ю.П. Присяжнюк // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2022. № 2. С. 108–113.
7. Шкилева Н.Л. Проблемы защиты конституционного права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилище / Н.Л. Шкилева // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 175–179.

Остальные статьи