Дата публикации: 05.12.2024

Конституционные основы судебно-юрисдикционных механизмов преодоления антироссийских санкций

Аннотация

В современных условиях глобальных вызовов важное значение приобретает выработка антисанкционной политики Российской Федерации, формирование судебно-правовых механизмов ее реализации. В условиях кризиса современного международного права это предполагает объективную необходимость пересмотра фундаментальных основ взаимодействия национального (внутригосударственного) и международного права; имея в виду основополагающие тенденции развития миропорядка, связанные с переходом от однополярного к многополярному миру, закономерным становится усиление влияния на международные отношения систем национального конституционализма, а вопросы реализации антисанкционной политики приобретают конституционное значение. Применительно к Российской Федерации, ставшей объектом массированной санкционной войны, особое значение имеет в этих условиях укрепление государственного суверенитета, обеспечение приоритета Конституции РФ в системе национальных и наднациональных основ российского правопорядка, включая судебно-юрисдикционную сферу разрешения экономических споров, конфликтов и противоречий. Речь идет о необходимости выработки специальных судебно-юрисдикционных механизмов преодоления санкций, конституционная природа которых определяется, во-первых, самой по себе Конституцией РФ (с поправками 2020 г.), ее основополагающими началами в области основ конституционного строя, организации и функционирования судебной власти; во-вторых, конституционализацией антисанкционных судебно-юрисдикционных механизмов с помощью решений Конституционного Суда РФ, что имеет принципиальное значение для формирования и реализации антисанкционной судебной практики во всех судах общей и арбитражной юрисдикций.




1. Санкции и антисанкционные судебно-юрисдикционные механизмы: соотношение международных и национально-конституционных начал.

Категория санкций, включая экономические, достаточно хорошо известна международному праву; она активно применяется в международных отношениях, имея в виду, что с точки зрения норм и принципов международного права институт санкций может (и при определенных условиях должен) применяться в системе межгосударственных, международных отношений для обеспечения мира и безопасности. Подобная трактовка, несмотря на отсутствие буквального текстового закрепления указанной категории в международно-правовых документах, в полной мере соотносится с Уставом ООН, предусматривающим возможности Совета Безопасности по введению и реализации санкций для обеспечения выполнения собственных решений, в том числе в целях упреждения возможного нарушения международного мира и безопасности. Иная трактовка того, что представляют собой санкции, могла бы свести на нет любые усилия международного сообщества, ориентированные на построение эффективной структуры ООН для решения задач поддержания мира и международного правопорядка, обеспечения механизма функционирования глобальной системы управления.

Между тем в последние годы меры, применяемые отдельными государствами в отношении лиц, секторов экономики, отдельных экономических субъектов других государств, стали квалифицироваться как санкции, хотя это делается, как представляется, в большей степени для маскировки агрессивных действий, связанных с достижением собственных геополитических целей отдельных государств в условиях необъявленной экономической войны как разновидности современных гибридных войн. В подобной ситуации очевидным представляется – в том числе с международно-правовых позиций – незаконный характер набирающей обороты практики произвольных односторонних действий отдельных государств в отношении других.

Как справедливо отмечает В.Д. Зорькин, отказ от ключевого для вестфальского мироустройства принципа государственного суверенитета неизбежно ведет к тому, что международная политика (во всех ее проявлениях) фактически оказалась вытесненной односторонней эгоистической политикой наиболее сильных, экономически развитых агрессивных государств (унилатерализм). Решение данной проблемы, по мнению автора, в возвращении к вестфальскому принципу сохранения и усиления суверенитетов, что позволит государствам выстраивать сбалансированную международную политику, основанную на равных взаимовыгодных и уважительных договоренностях субъектов международного права, что, в конечном счете, можно будет рассматривать как объединение суверенитетов.

Очевидно, что подобные идеи могут быть реализованы только при соблюдении базового условия сохранения государствами собственных суверенитетов, и это может быть достигнуто не иначе как путем выстраивания четкой внутригосударственной политики, ориентированной на фундаментальные конституционные ценности конкретного национального правопорядка, на сохранение и развитие конституционных идеалов и принципов в национальном отраслевом законодательстве.

Список литературы

1. Бондарь Н.С. Государственный суверенитет в координатах судебной власти: суверенна ли судебная власть? / Н.С. Бондарь // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 7. С. 12–24.
2. Бондарь Н.С. Ценностные начала судебной имплементации конвенционных требований в российскую правовую систему (из практики Конституционного Суда РФ) / Н.С. Бондарь // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 2 (50). С. 4–10.
3. Лекция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина // Российская Конституция: первые 20 лет. Цикл лекций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 18 марта – 22 апреля 2013 года / под общей редакцией С.Е.
4. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен / В.Д Зорькин. Москва : Норма, 2013. 496 с.
5. Калинин А.В. Международные санкции в механизме внешнеторгового регулирования: комментарии к статьям 37 и 40 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» / А.В. Калинин // Реформы и право. 2008. № 4. С. 21–26.
6. Современная концепция взаимодействия международного и внутригосударственного права / ответственный редактор А.Я. Капустин. Москва : Норма, 2023. 336 с.

Остальные статьи