Приказное производство: проблема формирования нового порядка
Аннотация
В рамках данной статьи осуществляется анализ существующего процессуального порядка приказного производства с точки зрения оценки особенностей его генезиса в рамках российского гражданского судопроизводства. В ходе проведенного анализа как действующего законодательства, так и правоприменительной практики определено, что процессуальное законодательство движется по пути детального уточнения судебной процедуры приказного производства и характеристик тех документов, что в обязательном порядке подлежат представлению в суд. Данные изменения призваны обеспечить соблюдение прав лиц, участвующих в приказном производстве, исключить основания для возможного недобросовестного поведения участника судопроизводства, а также обеспечить оптимизацию действий суда при отправлении правосудия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 12/2024 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-12-16-20 |
Определение правомерности и достаточности существующего правового регламентирования того или иного процессуального порядка возможно оценить с точки зрения его соответствия существующим потребностям общества. Как замечает Д.А. Туманов, основными показателями качества процесса являются законность и обоснованность соответствующих постановлений. Необходимость обращения к проблематике приказного производства, по мнению ученых юристов, обусловливается тем, что это развивающаяся и не в полной мере урегулированная форма отправления правосудия. Для оценки данного утверждения следует осуществить оценку внешних и внутренних характеристик приказного производства с определением его места и значения в российском гражданском судопроизводстве.
Анализ статистики приказного производства Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации дает нам следующую картину. Так, из общего числа судебных приказов, вынесенных мировыми судьями, в том числе с учетом отмененных самими мировыми судьями и по заявлению должников: в 2020 г. — 23 млн 862 тыс., отменено 1 млн 437 тыс., или 6,0%; в 2021 г. — 22 млн 601 тыс., отменено 1 млн 426 тыс., или 6,3%; в 2022 г. — 25 млн 591 тыс., отменено судебных приказов 1 млн 576 тыс., или 6,2%.
Приведенные цифры свидетельствуют о востребованности данного вида судопроизводства и росте числа выносимых судебных приказов, демонстрируют тенденцию к росту количества их отмен и отказов в приеме заявлений о выдаче судебного приказа. Так, в 2020 г. их было 554,9 тыс., в 2021 г. 575,5 тыс. Тем самым фиксируется рост на 3,7%, а в 2022 г. уже 674,5 тыс., что на 17,2% больше предыдущего года. Указанные данные требуют их оценки в части выявления причин роста соответствующих тенденций.
Следует обратить внимание на то, что лицо, участник гражданских правоотношений, самостоятельно избирает способ защиты. Так, М.К. Треушников отмечал, что реализация права находится на усмотрении соответствующего управомоченного лица. На это обращается внимание и в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62.
Лица, обращающиеся в суд, могут ошибаться относительно избранного способа защиты права, и приведенные статистические данные фиксируют соответствующие ошибки. Приведенные показатели превышают пятипроцентный порог максимально допустимого количества ошибок, что заставляет задуматься об эффективности нормативно-правового регулирования в части его ясности, точности и определенности, указывает на несовершенство формулировок законоположений и допускает их неоднозначную трактовку, что требует соответствующего исследования.