Проблемы правоприменительной практики в области возобновления срока исковой давности
Аннотация
Гражданские правоотношения, направленные на заключение сделок, помимо развития общества и экономики государства, способствуют усовершенствованию механизмов регулирования данного института, одними из которых являются сроки исковой давности как средство правовой определенности, призванное к установлению временных рамок, в пределах которых нарушенное право может быть защищено. Глава 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень законодательных норм, регулирующих порядок исчисления сроков исковой давности и порядок их применения. Судебные инстанции, выступающие как правоприменители, толкуют правовые нормы, касающиеся сроков исковой давности, и порождают соответствующую практику, не обделенную проблемами, на выявление и устранение которых направлена настоящая работа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 12/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-12-34-37 |
Сроки создают определенность и устойчивость правовых связей, упорядочивают гражданский оборот, к таким срокам относится срок исковой давности. Гражданское законодательство Российской Федерации под исковой давностью понимает срок для защиты нарушенного права лица. Истечение такого срока приводит к потере права на обращение к судебной защите.
Существование таких сроков должно дисциплинировать и стимулировать участников гражданского оборота к осуществлению принадлежащих им прав, они обеспечивают стабильность и предсказуемость правовой сферы.
Возникающие неопределенности в применении сроков исковой давности в гражданском праве могут иметь негативные последствия и влиять на различные аспекты правоотношений, такие как утрата права или злоупотребление правом. Однако развитие гражданского законодательства всякого рода неопределенности, имевшие место ранее, оборачивает в инструментарий.
Гражданское законодательство претерпело изменения, и 8 марта 2015 г. в ч. 1 Гражданского кодекса введено положение — п. 2 ст. 206, которое позволило начать исчисление срока исковой давности заново, при условии, если обязанное лицо признает в письменной форме свой долг после истечения указанного срока (Федеральный закон № 42-ФЗ, вступил в силу с 1 июня 2015 г.). В этом новом законе не предусмотрено его распространения на обязательства или правоотношения, возникшие до его введения.
Имеют место случаи, когда институты перерыва в течении исковой давности (ст. 203 ГК РФ) и возобновления давностного срока (ст. 206 ГК РФ) отождествляются судебными инстанциями. Так, в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 20 сентября 2022 г. по делу № 33-2621/2022 имеется ссылка как на ст. 203 ГК РФ, так и на ст. 206 ГК РФ, при этом мотивированная часть судебного акта не касается вопроса возобновления давностного срока после его истечения по соглашению сторон.