Теоретические и прикладные проблемы признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими (применительно к лицам, объявленным в розыск как безвестно исчезнувшие и за преступления)
Аннотация
В статье обозначены пробелы в правовом регулировании признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими в порядке, предусмотренном ГПК РФ, в случаях объявления их в розыск как безвестно исчезнувших или за совершение преступления. Обоснован вывод, что объявление обвиняемых в розыск не должно быть препятствием для признания таких лиц безвестно отсутствующими, и аргументированы поправки в законодательство в рассматриваемой сфере. Рассматривая соотношение выражений «розыск безвестно исчезнувшего лица» и «розыск лица, объявленного в розыск за преступление», показано, что последнее является юридическим подтверждением безвестного исчезновения лица уголовно-процессуальными и оперативно-розыскными средствами. По результатам анализа судебной практики сделан вывод о том, что решения судов об отказе в удовлетворении заявления о безвестном отсутствии, в случаях умышленного сокрытия отсутствия и/или в случаях в отношении лиц, объявленных в розыск за преступления, показано отсутствие соответствующих оснований в законе, в силу чего мотивировка судебных решений не безупречна и требует совершенствования.
Ключевые слова
- безвестно отсутствующее лицо
- объявление умершим
- розыск обвиняемого
- принцип презумпции невиновности
- судебная практика
- параллельный розыск обвиняемого и безвестно исчезнувшего лица
- умышленное сокрытие отсутствия (исчезновения) человека
- судебная защита
- широкое усмотрение суда
- отказ в возбуждении уголовного дела
- материалы выполнения розыскных мероприятий
- доказательства по гражданскому делу
- расторжение брака
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства
- представление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
- назначение пенсии по случаю потери кормильца
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 12/2024 |
Страницы | 28-33 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-12-28-33 |
Безвестное исчезновение — сложное и многогранное явление. Градацию основных причин исчезновения (пропажи) людей можно провести как пропавших по состоянию здоровью, возрасту, социальному и служебному положению, в том числе военнослужащих. Поэтому отдельные аспекты защиты права безвестно исчезнувших людей и их розыск регламентируются нормами разных отраслей права. Поэтому существенными являются вопросы определенности, ясности и полноты регулирования вопросов защиты прав безвестно исчезнувших лиц и других заинтересованных лиц в связи с обстоятельствами безвестного отсутствия. Принимаемые правоохранительными органами, органами военного управления и юстиции, а также судом решения по защите прав рассматриваемых лиц должны быть взаимно согласующимися, дополняющимися и направленными на защиту совокупности их прав в комплексном аспекте.
Анализ правовых норм, регулирующих признание граждан безвестно отсутствующими и об объявлении их умершими, а также розыска безвестно исчезнувших лиц и объявленных в розыск за преступления показывает их несовершенство, пробелы в правовом регулировании, в силу этого складывается и различная правоприменительная и судебная практика.
1. Нельзя признавать обоснованной судебную практику, когда выполнение мероприятий по розыску безвестно исчезнувшего лица органами внутренних дел суд считает препятствием для признания гражданина безвестно отсутствующим. Так, апелляционным определением Московского городского суда, рассмотревшим апелляционную жалобу М.М. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 22 июня 2015 г., в удовлетворении требований заявителя гр. М.М. о признании гражданина М.Л. безвестно отсутствующим отказано, мотивировав тем, что по факту безвестного исчезновения гр. М.Л. заведено розыскное дело, в рамках которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения пропавшего. Кроме того, из предоставленных заявителем документов, в том числе постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не следует, что приняты все меры к установлению места нахождения лица.
А между тем в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, исходя из задач, решаемых на данной стадии, в стадии возбуждении уголовного дела, не должны быть указаны данные, свидетельствующие о полноте мер, принятых по установлению места нахождения исчезнувшего лица, как указал суд при мотивировании вышеназванного решения, а необходимо установить мотивированные данные, указывающие на отсутствие признаков преступления, исключающие основания для возбуждения уголовного дела.