Перспективы формирования концепции правового регулирования использования искусственного интеллекта в цивилистическом процессе
Аннотация
Осуществление защиты прав и интересов граждан возможно в гражданском, исполнительном и нотариальном процессах. В связи с наличием общих признаков у этих производств учеными высказываются мнения о целесообразности их объединения в категорию «цивилистический процесс». В то же время развитие применения в различных отраслях деятельности человека программ искусственного интеллекта определяет необходимость нормативно-правового регулирования соответствующих направлений деятельности субъектов права, в частности и при осуществлении правосудия в цивилистическом процессе. Несмотря на то что в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период развития государства до 2030 г., нормативное регулирование данных правоотношений существенно отстает. Мировая практика уже знает случаи, когда искусственный интеллект осуществляет целый ряд функций при осуществлении правосудия, автоматизации ряда процессов в правоприменительной деятельности и даже признании роботов субъектами права. Переход от электронного документооборота к постепенному использованию искусственного интеллекта в правоприменительной деятельности — вопрос времени, в связи с чем истеблишмент должен быть готов к этому и своевременно реагировать на вызовы современного общества.
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 12/2024 |
Страницы | 53-56 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-12-53-56 |
Защита прав и свобод граждан в сфере частно-правовых отношений осуществляется в гражданском, исполнительном и нотариальном процессах. Рядом ученых предлагается объединение этих самостоятельных юридических процессов в сфере частного права и рассмотрение их в контексте «цивилистического процесса».
Несмотря на отсутствие легального закрепления данного понятия, цивилистический процесс является научной категорией, в пределах которой способом и в порядке, установленном законом, охраняются, защищаются и восстанавливаются права лиц. Процессуальные отношения в цивилистическом процессе имеют следующие общие черты: они являются разновидностями общественных, правовых и волевых отношений; охраняются и обеспечиваются государством; субъекты отношений имеют присущие каждому виду производств субъективные процессуальные права и обязанности.
Комплексный анализ норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также трудов отечественных ученых позволяет сделать вывод, что субъекты гражданских процессуальных отношений разделяются на: субъектов, осуществляющих правосудие (суды); лиц, участвующих в деле (например, в исковом производстве это стороны и третьи лица); лиц, привлекаемых к участию в деле для содействия в осуществлении правосудия (секретарь судебного заседания, свидетель, переводчик и др.).
В нотариальном процессе выделяют: нотариальные органы — нотариусов, консульские учреждения России; юридически заинтересованных лиц (физические и юридические лица, их представители); лиц, не заинтересованных в результате, но также участвующих в нотариальном процессе (переводчики и др.).
С другой стороны, активное развитие технологической сферы современного общества, в частности в отношении применения в различных отраслях деятельности человека программ искусственного интеллекта, определяет необходимость нормативно-правового регулирования соответствующих направлений деятельности субъектов права. В свою очередь, одним из ключевых этапов нормативно-правового регулирования вопросов применения искусственного интеллекта на территории Российской Федерации можно считать Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период развития государства до 2030 г. (далее по тексту — Стратегия). Также Президент Российской Федерации на своей встрече с участниками III Конгресса молодых ученых, прошедшей в «Сириусе» 30 ноября 2023 г., отметил положительный опыт изучения искусственного интеллекта начиная со школьной скамьи в Китае и необходимость, а главное — возможность внедрения такого опыта у нас.