Дата публикации: 07.11.2024

Судебная система России и новые территории: исторический аспект

Аннотация

Статья посвящена анализу правового регулирования организации судебной деятельности на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, вошедших в состав Российской Федерации на основании договоров от 30 сентября 2022 г. Автором анализируется историческая последовательность нормативно-правового регулирования организации деятельности судебных органов на указанных территориях, судоустройства и судопроизводства, а также формирования кадрового состава судебных органов. Отмечена преемственность государственной политики в сфере правового регулирования данных вопросов.




История судебной системы России насчитывает более 1000 лет, и все это время она находилась в постоянном изменении, реагируя на все значимые события, коими так богата отечественная история государства и права. Создание Древнерусского государства, феодальная раздробленность, собирание русских земель, царский период, советская власть — все эти и многие другие периоды оставили свой отпечаток на формировании и функционировании российской судебной власти, приводя ее к современному состоянию.

Последним таким событием поистине исторического масштаба, оказавшим влияние на развитие судебной системы страны, стало вхождение в состав Российской Федерации 4 новых субъектов: Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской и Херсонской областей. По результатам проведенных на освобожденных территориях референдумов 30 сентября 2022 г. подписаны договоры о вхождении указанных регионов в Российскую Федерации на правах ее субъектов.

Указанными договорами устанавливается переходный период до 1 января 2026 г., в течение которого правовая и судебная система вновь принятых субъектов подлежит интеграции в правовую и судебную систему Российской Федерации.

Следующим этапом стало появление федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ о принятии указанных регионов в состав России. Данные нормативные правовые акты стали краеугольным камнем в фундаменте правового регулирования процесса вхождения новых регионов в состав российского правового поля, установили основные принципы организации деятельности органов государственной власти, экономической и социальной политики, а также иных сфер общественной жизни.

В данных законах более подробно раскрыто значение установленного до 1 января 2026 г. переходного периода, в течение которого должна произойти полноценная интеграция новых субъектов как в состав правовой системы России, так и в систему государственных органов, в том числе судебной власти. В частности, ст. 10 указанных законов определены основные начала функционирования судебной системы на территории вновь принятых субъектов и осуществления правосудия в переходный период.

Список литературы

1. Бурдина Е.В. Организационно-правовые модели судебной деятельности в условиях платформизации правосудия: опыт России и других стран БРИКС / Е.В. Бурдина, М.В. Чижов // Журнал российского права. 2023. № 10. С. 116–129.
2. Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости / Г.Т. Ермошин // Российский судья. 2012. № 6. С. 10–16.
3. Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости / Г.Т. Ермошин // Российский судья. 2012. № 7. С. 10–16.
4. Кутафин О.Е. Судебная власть в России. История. Документы. В 6 томах. Т. 1. Начала формирования судебной власти / под редакций О.Е. Кутафина, В.М. Лебедева, Г.Ю. Семигина. Москва : Мысль, 2003. 701 с.

Остальные статьи