Дата публикации: 28.11.2024

Правовая традиция как идеологизированное понятие западной юриспруденции

Аннотация

Дискуссионное понятие правовой традиции нередко используется в незападных странах для защиты национальной идентичности от «универсальных» ценностей глобализма. Однако во всеобщей истории и сравнительном правоведении это чревато признанием западной правовой традиции в качестве критерия оценки и модернизации незападных традиций. В статье раскрываются базовые посылки трех основных подходов к пониманию правовой традиции — как истории правовых институтов (Дж. Хэд), правовой культуры (Дж. Мерриман), мессианского чувства преемственности между прошлым и будущим (Г. Берман). Кроме того, демонстрируется связь и отличия современных подходов от древних и средневековых. Наконец, представлено альтернативное понятие правовой традиции как нормативной информации (П. Гленн) и обозначены перспективные направления ее использования в незападном правоведении.




Укрепление национальной идентичности в ответ на наступление глобализма во многих незападных странах связано с обращением к собственным традиционным ценностям, в том числе в сфере права. Несмотря на достаточно четкое разграничение традиционных и «универсальных» (западных) ценностей, само понятие правовой традиции остается дискуссионным и во многом определяется представлениями европейской и американской историко-правовой и компаративной наук. Является ли данное понятие академически нейтральным для сравнительного описания, объяснения и оценки юридического многообразия мира в прошлом и настоящем, или же следует заменить его чем-то иным? Для ответа на этот вопрос в данной статье автор выявляет базовые посылки правовой традиции в дискурсе современной западной науки, оценивает их последствия для описания незападных правовых традиций, а также указывает на альтернативу, более подходящую для междисциплинарного и межнационального диалога.

Частые обращения западных ученых к феномену традиции не привели к общепризнанному определению. Философы придают ей значение всеобщего понятия, обозначающего способ бытия и воспроизводства культуры, или всего комплекса обладающих ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, который определяет зависимость настоящего от прошлого. Являясь условием сохранения общественного бытия, идентичности индивидов и социальных групп, традиция заслужила критическое отношение многих современных ученых, которые отождествляют ее с идеологией традиционализма (или консерватизма в смысле Э. Берка, Л. Бональда, Ж.-М. де Местра, А. Розмини-Сербати), чреватого некритической, иррациональной приверженностью к прошлому (К. Мангейм), мифологизацией действительности (Э. Кассирер), недоверием к новаторству, необходимому для адаптации обществ к новым условиям. Именно этим объясняется негативное отношение М. Вебера, Б. Рассела и иных теоретиков модернизации к традиции и традиционным обществам.

Рефлексия по поводу рациональности традиции (К. Поппер, М. Оукшотт и др.) в сочетании с многочисленными исследованиями историков права и правоведов-компаративистов позволила «реабилитировать» данный феномен и раскрыть его значение для устойчивого развития самых разных правовых систем прошлого и настоящего, до и после модернизации. Впрочем, это не устранило многозначности самого термина. По словам австралийского философа права М. Кригьера, к исходу XX в. правовая традиция так и осталась собирательным понятием юриспруденции, которое охватывает достаточно разнообразные феномены. По сути, право включает в себя разные традиции, связанные с правопониманием и производными от него представлениями о правовых институтах (традиции первого, второго, третьего и последующих уровней). Их переплетение обуславливает сложность изучения зависимости права от прошлого, благодаря чему само право можно определить как традиции или традиционные социальные практики.

Список литературы

1. Ванина Е.Ю. Индия. История в истории / Е.Ю. Ванина. Москва : Наука, 2014. 343 с.
2. Правовые традиции. Жидковские чтения : материалы Международной конференции (г. Москва, 29–30 марта 2013 г.) / под редакцией Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. Москва : РУДН, 2014. 541 с.
3. Толстых В.И. Традиция / В.И. Толстых // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Т. 4 (Т-Я). Москва : Мысль, 2011. C. 87–88.
4. Berman, H.J. The Western Legal Tradition in a Millennial Perspective: Past and Future / H.J. Berman // Louisiana Law Review. 2000. Iss. 60. P. 739–763.
5. Cavalaglio, L. Traditio Canonica and Legal Tradition / L. Cavalaglio // Monitor Ecclesiasticus. 2014. № CXXIX. P. 377–408.
6. Duve, T. Legal traditions: A dialogue between comparative law and comparative legal history / T. Duve // Comparative Legal History. 2018. Iss. 6:1. P. 15–33.
7. Glenn, H.P. Legal traditions of the world: Sustainable diversity in law / H.P. Glenn. Oxford : Oxford University Press, 2014. 395 p.
8. Halpérin, J.-L. Transplants of European normativity in India and in Japan: A historical comparison / J.-L. Halpérin // Rechtsgeschichte-Legal History. 2014. Iss. 22. P. 150–157.
9. Head, J.W. Great Legal Traditions: Civil Law, Common Law, and Chinese Law in Historical and Operational Perspective / J.W. Head. Durham : Carolina Academic Press, 2011. 700 p.
10. Krygier, M. Law as Tradition / M. Krygier // Legal Theory and the Social Sciences. Vol. II / edited by M. Del Mar, M. Guidice. London : Routledge, 2016. 530 p.
11. Kuran, T. The Long Divergence. How Islamic Law Held Back the Middle East / T. Kuran. Princeton : Princeton University Press, 2011. 422 p.
12. Merryman, J. The civil law tradition: An introduction to the legal systems of Europe and Latin America / J. Merryman, R. Pérez-Perdomo. Stanford : Stanford University Press, 2018. 192 p.
13. Ruskola, T. Legal Orientalism: China, the United States, and Modern Law / T. Ruskola. Harvard : Harvard University Press, 2013. 338 p.
14. Valdrini, P. Comunità, persone, governo. Lezioni sui libri I e II del CIC 1983 / P. Valdrini. Città del Vaticano : Lateran University Press, 2013. 340 p.
15. Wiedenhofer, S. Tradition, Traditionallismus / S. Wiedenhofer // Geschichtliche Grundbegriffe : Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Vol. 6 / hrsg. von O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck. Stuttgart : Klett-Cotta, 1972. 650 p

Остальные статьи