Влияние конфуцианства на правовую культуру китайского государства
Аннотация
В статье рассматриваются исторические условия и предпосылки возникновения философского учения конфуцианства. Проводится подробный и последовательный анализ влияния конфуцианских идей на китайский социум в разные исторические периоды, на основании которого автор формулирует положения о текущей мере воздействия учения Конфуция на правовую культуру современного общества Китайской Народной Республики.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 12/2024 |
Страницы | 35-41 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-12-35-41 |
Как известно из ряда социально-гуманитарных наук, в условиях нестабильной общественной конъюнктуры происходит достаточно динамичная трансформация многих мировоззренческих парадигм: очевидно, что кризисы способствуют либо видоизменению (адаптации) системы существующих устоев социума под актуальные реалии и сопутствующие им потребности времени, либо обуславливают возникновение совершенно новых социальных концепций, способных, в отличие от устаревших, качественным образом решать ряд общественных задач. Стоит подчеркнуть, что философское учение конфуцианства возникло непосредственно в подобный, особенно сложный и противоречивый период древнекитайской истории: известный в профильной литературе под термином «Чжаньго» временной отрезок, который пришелся на V–III вв. до нашей эры, принято ассоциировать с крайне масштабными социально-политическими кризисами и потрясениями, которые затронули, без тени преувеличения, все слои населения Поднебесной.
Несмотря на то, что конфуцианство было лишь одним из множества направлений философской и интеллектуальной мысли, которые имели место в обозначенный выше исторический период, своим по меньшей мере стремительным и уверенным распространением внутри древнекитайского социума конфуцианство обязано проницательности, мудрости и оригинальности автора одноименного философского учения Конфуция, который, как представляется, очень точно почувствовал как конкретно общественные, так и сугубо индивидуальные, морально-нравственные запросы китайского народа обсуждаемой временной эпохи.
На протяжении многих веков одной из отличительных особенностей жизнедеятельности большинства китайцев было ведение собственного хозяйства в составе патронимий или «больших семей».
Согласно М.О. Косвену, впервые введшему обозначенный термин в научный лексикон, патронимия — это группа семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование. В Древнем Китае периода Чжаньго патронимия выступала в качестве основной и привычной для каждого социально-экономической, а также, что наиболее важно, политической единицы. Учитывая данное обстоятельство, уместно утверждать, что любой претендент на власть в определенном регионе Поднебесной был обязан учитывать особенности выстраивания различных связей с подобного рода сплоченными группами людей.
Очевидно, что добиваться лояльности и повиновения от патронимий, каждая из которых может обладать не только различными, но даже порой и взаимоисключающими интересами и взглядами, представляет собой крайне нелегкую задачу, которая серьезным образом усложнятся в условиях многогранного общественного кризиса, который, как уже отмечалось ранее, был свойственен для эпохи Сражающихся царств.