Дата публикации: 28.11.2024

Влияние конфуцианства на правовую культуру китайского государства

Аннотация

В статье рассматриваются исторические условия и предпосылки возникновения философского учения конфуцианства. Проводится подробный и последовательный анализ влияния конфуцианских идей на китайский социум в разные исторические периоды, на основании которого автор формулирует положения о текущей мере воздействия учения Конфуция на правовую культуру современного общества Китайской Народной Республики.




Как известно из ряда социально-гуманитарных наук, в условиях нестабильной общественной конъюнктуры происходит достаточно динамичная трансформация многих мировоззренческих парадигм: очевидно, что кризисы способствуют либо видоизменению (адаптации) системы существующих устоев социума под актуальные реалии и сопутствующие им потребности времени, либо обуславливают возникновение совершенно новых социальных концепций, способных, в отличие от устаревших, качественным образом решать ряд общественных задач. Стоит подчеркнуть, что философское учение конфуцианства возникло непосредственно в подобный, особенно сложный и противоречивый период древнекитайской истории: известный в профильной литературе под термином «Чжаньго» временной отрезок, который пришелся на V–III вв. до нашей эры, принято ассоциировать с крайне масштабными социально-политическими кризисами и потрясениями, которые затронули, без тени преувеличения, все слои населения Поднебесной.

Несмотря на то, что конфуцианство было лишь одним из множества направлений философской и интеллектуальной мысли, которые имели место в обозначенный выше исторический период, своим по меньшей мере стремительным и уверенным распространением внутри древнекитайского социума конфуцианство обязано проницательности, мудрости и оригинальности автора одноименного философского учения Конфуция, который, как представляется, очень точно почувствовал как конкретно общественные, так и сугубо индивидуальные, морально-нравственные запросы китайского народа обсуждаемой временной эпохи.

На протяжении многих веков одной из отличительных особенностей жизнедеятельности большинства китайцев было ведение собственного хозяйства в составе патронимий или «больших семей».

Согласно М.О. Косвену, впервые введшему обозначенный термин в научный лексикон, патронимия — это группа семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, то есть образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование. В Древнем Китае периода Чжаньго патронимия выступала в качестве основной и привычной для каждого социально-экономической, а также, что наиболее важно, политической единицы. Учитывая данное обстоятельство, уместно утверждать, что любой претендент на власть в определенном регионе Поднебесной был обязан учитывать особенности выстраивания различных связей с подобного рода сплоченными группами людей.

Очевидно, что добиваться лояльности и повиновения от патронимий, каждая из которых может обладать не только различными, но даже порой и взаимоисключающими интересами и взглядами, представляет собой крайне нелегкую задачу, которая серьезным образом усложнятся в условиях многогранного общественного кризиса, который, как уже отмечалось ранее, был свойственен для эпохи Сражающихся царств.

Список литературы

1. Багрова Е.В. Кризисные явления в общественном развитии и управление ими. Новый философский подход / Е.В. Багрова // Философская мысль. 2016. № 12. С. 93–104.
2. Бальчинова А.Ю. Особенности взаимодействия марксизма и конфуцианства в условиях развития современного китайского общества / А.Ю. Бальчинова // Вестник Бурятского государственного университета. 2023. № 1. С. 57–62.
3. Буров В.Г. Компартии Китая — сто лет / В.Г. Буров // Свободная мысль. 2021. № 5 (1689). С. 5–18.
4. Конфуцианское учение. Направление 58.03.01 «История стран Азии и Африки». Профиль: История стран Азии и Африки (Китайская Народная Республика); История стран Азии и Африки (Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика); История стран Ази
5. Косвен М.О. Семейная община и патронимия / М.О. Косвен. Москва : Издательство АН СССР, 1963. 219 с.
6. Кошевой С.А. Особенности развития Древнего Китая в период Чжаньго / С.А. Кошевой // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11–12. С. 34–40.
7. Ли Сяосюань. Роль конфуцианства во внутренней политике современного Китая / Сяосюань Ли // Россия в глобальном мире. 2022. № 25 (48). С. 91–106.
8. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура / А.В. Ломанов. Москва : Восточная литература, 2002. 446 с.
9. Никитюк В.А. Принцип «сяокан» в деятельности Дэн Сяопина: построение социализма с китайской спецификой / В.А. Никитюк // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4–1. С. 22–25.
10. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй» : исследование, перевод с китайского, комментарии / Л.С. Переломов. Факсимильный текст «Лунь юя» с комментариями Чжу Си. Москва : Восточная литература, 1998. 588 с.
11. Хоу Цзюэ. Влияние этики Конфуция на взгляды и публичные выступления председателя КНР Си Цзиньпина / Цзюэ Хоу // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 4 (16). С. 62–66.
12. Creel, H.G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung / H.G. Creel. Chicago : University of Chicago Press, 1953. 292 p.

Остальные статьи