Идеи панславизма в государственно-правовых взглядах К.Н. Леонтьева и Ф.М. Достоевского
Аннотация
В статье исследуются подходы к категории «панславизм» в трудах К.Н. Леонтьева и Ф.М. Достоевского. Отмечается единство взглядов мыслителей на проблемы возникновения федеративного славянского государства, неизбежности европеизации освобожденных славян, развития в славянском мире антироссийской риторики. Обосновывается тезис о том, что оба автора считали доминантой будущей политической консолидации славян не этническое родство, а христианские основания.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 12/2024 |
Страницы | 9-14 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-12-9-14 |
Процесс поиска цивилизационной идентичности России, усилившийся в условиях противостояния либеральным концепциям глобального мира с провозглашенными универсальными ценностями, придает особую актуальность исследованию доктрины панславизма. Ведь именно в ее недрах развивались идеи славянской взаимности, рассматривались проблемы своеобразия путей развития славянских народов, противоположности миру Западной Европы. В данном контексте своевременным представляется обращение к наследию выдающихся мыслителей дореволюционного периода К.Н. Леонтьева и Ф.М. Достоевского с целью выявления своеобразия их подходов к категории «панславизм».
К отдельным аспектам проблематики панславизма в трудах К.Н. Леонтьева и Ф.М. Достоевского обращались такие авторы, как Б.А. Прокудин, А.Г. Тюриков, Л.И. Чернышова, Е.М. Амелина, Е.А. Волкова и др. В то же время панславизм в контексте его государственно-правовой составляющей мало изучен, что открывает определенные перспективы. В данной статье мы рассматриваем панславизм как государственно-правовую доктрину политического единства славянских государств и народов на основе этнической, культурной и языковой общности, основанную на идее суверенизации путем освободительной борьбы с потенциалом последующей консолидации.
Оригинальны подходы к панславизму консервативного мыслителя, публициста и дипломата К.Н. Леонтьева (1831–1891), имевшего опыт дипломатической деятельности на Балканах и работавшего со славянскими народами. Он стал создателем категории «славизм», обозначающей в его учении совокупность признаков славянской культуры, восходящих к этноязыковой общности. Философ считал, что такой племенной славизм существует, но не несет большого смысла, а славянским народам необходимо стремиться к культурному славизму как системе «своеобразных идей, стоящих вне частных, местных и личных интересов и над ними». К.Н. Леонтьев замечал, что славянство многочисленно, но его культурной идентичности не наблюдается, так как единые по своему этническому происхождению славянские народы, имеющие вместе с тем социальную, религиозную и государственно-правовую специфику, не образовали единого «культурного здания».
Философ аргументировал неоправданность возложения избыточных надежд на прославянскую идею в начале второй половины XIX в. По его мнению, национально-освободительная борьба приводит не к освобождению и единению славян, а лишь усиливает «сходство строя и быта» и ускоряет «всеобщую ассимиляцию нравов». Мыслитель считал, что внешнеполитические приоритеты второй половины XIX в. были сфокусированы на укреплении связей со славянами, особенно с болгарами, на которых рассчитывали как на вероятных «проводников русизма на Востоке». Преувеличение роли славянства в ущерб православию, по мнению К.Н. Леонтьева, способствовало углублению разобщения народов.