Дата публикации: 28.11.2024

Гностическая революция, или поиски истинного нового порядка

Аннотация

В статье рассматривается малоисследованный эпизод историко-правового развития, когда в научный оборот было введено понятие «гностическая революция». Понятие может стать актуальным элементом современного государственно-правового знания. Начало гностической революции приходится на первые века христианства, а продолжалась она в течение всей эпохи модерна.




Гностицизм как религиозная ересь и как политическая идеология менял свои формы на протяжении веков, приспосабливаясь к разным условиям. Неизменными оставались его революционный пафос и устремленность в будущее. Во всякой политической революции можно было обнаружить экстремистское крыло движения, проникнутое гностическим мироощущением. Идея избегала жестких форм и ограничений, притом что сопровождалась насилием — как религиозным, так и политическим. Данное движение характеризовалось неопределенностью и ненормированностью общепринятыми правилами, когда нормы закона носили декларативный, исключительно пропагандистский характер, правовые ценности размывались и не были артикулированы, а иррационализм с элементами мистики окрашивал правопонимание в контрастные, бескомпромиссные тона. В правовой, политической, художественной культуре гностицизм найдет свое выражение в течениях романтизма, магического реализма, даже экзистенциализма. Такое всепроникновение этой веры, специфической, часто извращенной, объясняет ее длительное существование, продолжающееся вплоть до наших дней.

«Гностическая революция» — термин, введенный в политологический лексикон Эриком Фегелином. Ученый оригинальным образом связал социально-религиозное понятие, обозначавшее одно из заметных еретических духовных течений раннехристианского учения, и современное культурно-политическое понятие модерна. Вся эпоха модерна (хронологические рамки которой, кстати сказать, до настоящего времени точно не установлены наукой) проходит под знаком гностицизма: его многообразные проявления не только определяют характер модерна, но и решительным образом влияют на историческое будущее.

Гностические ереси сопровождали христианство с момента восхождения новой религии, предлагая вариант спасения и тип истины. Ириней Лионский обстоятельно излагает подобные проекты в сочинении «Против ересей». В качестве базиса мировоззрения святым выбирается христоцентричность (Творец «даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т.е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе»), что не чуждо самим гностикам. И у апостолов Павла и Иоанна обнаруживаются явные отзвуки влияния мотивов, свойственных многим раннехристианским движениям, когда как раз гностицизм плюралистически включал в себя разнородные концепты.

По мере популяризации гностицизма данное вероучение эволюционировало от эсхатологии исторического царства к эсхатологии трансисторического, сверхъестественного совершенства. История теперь делилась на два потока: небесный и земной. Если для Августина Аврелия (отказавшегося от веры в тысячелетнее царство) град земной есть только отражение града небесного, то уже Иоахим Флорский уверенно объявляет реальный приход Царствия Божия в пределах вполне обозримого исторического периода.

На время Высокого Средневековья приходится пик расцвета гностического мировидения: с начала времен два царства — света и тьмы — антагонистически сосуществуют. Тьму мира может рассеять только свет; диалектика истории ведет к продуктивным результатам, и новое царство будет по природе и по претензиям на господство вселенским. Но для этого следует подчинить природу, создать преображенное общество: нужны мировая революция и новый человек.

Список литературы

1. Бергер П. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / П. Бергер. Москва : Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.
2. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 томах. Т. 2 / Т. Гоббс. Москва : Мысль, 1991. С. 3–545.
3. Джентиле Э. Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом / Э. Джентиле. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. 400 с.
4. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания // Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / Ириней Лионский. Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2008. С. 21–537.
5. Манхейм К. Возрастание иррациональных элементов в общественном сознании. Атмосфера ожидания насилия / К. Манхейм // Кризис сознания : сборник работ по «философии кризиса». Москва : Алгоритм, 2009. С. 12–22.
6. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Утопия и утопическое мышление : антология зарубежной литературы. Москва : Прогресс, 1991. С. 113–169.
7. Раушнинг Г. Зверь из бездны // Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны : сборник / Г. Раушнинг. Москва : МИФ, 1993. С. 219–381.
8. Рикер П. История и истина / П. Рикер. Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. 400 с.
9. Токвиль А. Старый порядок и революция / А. Токвиль. Санкт-Петербург : Алетейя, 2008. 248 с.
10. Фегелин Э. Новая наука политики. Введение / Э. Фегелин. Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2021. 374 с.
11. Фуко М. Воля к знанию. История сексуальности. Том первый // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М. Фуко. Москва : Касталь, 1996. С. 97–268.
12. Хайдеггер M. Бытие и время / М. Хайдеггер. Москва : Ad Marginem, 1997. 451 с.
13. Шмитт К. Римский католицизм и политическая форма // Шмитт К. Политическая теология : сборник / К. Шмитт. Москва : Канон-Пресс-Ц, 2000. С. 99–154.
14. Штраус Л. Город и человек / Л. Штраус. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2021. 502 с.

Остальные статьи