Гностическая революция, или поиски истинного нового порядка
Аннотация
В статье рассматривается малоисследованный эпизод историко-правового развития, когда в научный оборот было введено понятие «гностическая революция». Понятие может стать актуальным элементом современного государственно-правового знания. Начало гностической революции приходится на первые века христианства, а продолжалась она в течение всей эпохи модерна.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 12/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-12-2-8 |
Гностицизм как религиозная ересь и как политическая идеология менял свои формы на протяжении веков, приспосабливаясь к разным условиям. Неизменными оставались его революционный пафос и устремленность в будущее. Во всякой политической революции можно было обнаружить экстремистское крыло движения, проникнутое гностическим мироощущением. Идея избегала жестких форм и ограничений, притом что сопровождалась насилием — как религиозным, так и политическим. Данное движение характеризовалось неопределенностью и ненормированностью общепринятыми правилами, когда нормы закона носили декларативный, исключительно пропагандистский характер, правовые ценности размывались и не были артикулированы, а иррационализм с элементами мистики окрашивал правопонимание в контрастные, бескомпромиссные тона. В правовой, политической, художественной культуре гностицизм найдет свое выражение в течениях романтизма, магического реализма, даже экзистенциализма. Такое всепроникновение этой веры, специфической, часто извращенной, объясняет ее длительное существование, продолжающееся вплоть до наших дней.
«Гностическая революция» — термин, введенный в политологический лексикон Эриком Фегелином. Ученый оригинальным образом связал социально-религиозное понятие, обозначавшее одно из заметных еретических духовных течений раннехристианского учения, и современное культурно-политическое понятие модерна. Вся эпоха модерна (хронологические рамки которой, кстати сказать, до настоящего времени точно не установлены наукой) проходит под знаком гностицизма: его многообразные проявления не только определяют характер модерна, но и решительным образом влияют на историческое будущее.
Гностические ереси сопровождали христианство с момента восхождения новой религии, предлагая вариант спасения и тип истины. Ириней Лионский обстоятельно излагает подобные проекты в сочинении «Против ересей». В качестве базиса мировоззрения святым выбирается христоцентричность (Творец «даровал нам спасение, так что потерянное нами в Адаме, т.е. бытие по образу и подобию Божию, мы опять получили во Христе Иисусе»), что не чуждо самим гностикам. И у апостолов Павла и Иоанна обнаруживаются явные отзвуки влияния мотивов, свойственных многим раннехристианским движениям, когда как раз гностицизм плюралистически включал в себя разнородные концепты.
По мере популяризации гностицизма данное вероучение эволюционировало от эсхатологии исторического царства к эсхатологии трансисторического, сверхъестественного совершенства. История теперь делилась на два потока: небесный и земной. Если для Августина Аврелия (отказавшегося от веры в тысячелетнее царство) град земной есть только отражение града небесного, то уже Иоахим Флорский уверенно объявляет реальный приход Царствия Божия в пределах вполне обозримого исторического периода.
На время Высокого Средневековья приходится пик расцвета гностического мировидения: с начала времен два царства — света и тьмы — антагонистически сосуществуют. Тьму мира может рассеять только свет; диалектика истории ведет к продуктивным результатам, и новое царство будет по природе и по претензиям на господство вселенским. Но для этого следует подчинить природу, создать преображенное общество: нужны мировая революция и новый человек.