Дата публикации: 05.12.2024

Административно-правовая трансформация: о влиянии на современное понимание и классификацию административно-правовых режимов

Аннотация

В статье используется теория Т. Куна о научных революциях и парадигмальных сдвигах применительно к административноправовой трансформации в условиях кризиса. Автор предлагает рассмотреть административную трансформацию как процесс, включающий развитие гибкости управленческих структур, разработку специальных административных регламентов кризисного управления и внедрение инструментов, позволяющих временно ограничивать права и свободы граждан с последующим возвращением к ординарному режиму. Также подчеркивается влияние неоднородности употребления «режима» в федеральных нормативных правовых актах на классификационную структуру общей теории режимного регулирования.




«Ситуативное» — определение, которым многие ученые и практики описывают современное государственное управление. Есть ли современная концепция государственного управления, в которой стойко и гармонично рассматривались административно-правовые режимы? Полагаем, что описание доктрины административно-правовых режимов, их места в системе публичного права актуально для выработки специфики особых, специальных и экстраординарных механизмов правового регулирования.

Изучение деструктивных кризисных ситуаций тесно связывается с общей теоретической моделью и концепцией, которая представляет правовую материю как циклически развивающуюся. Трансформация в сфере государства и права практически немыслима без прохождения через определенную критическую стадию в их развитии. Полагаем, что теория Томаса Куна о научных революциях и парадигмальных сдвигах может быть использована для объяснения влияния административной трансформации на теорию административно-правовых режимов применительно к кризисным ситуациям. Т. Куна интересовало, как научные революции приводят к смене основных парадигм — устоявшихся научных взглядов, методов и предпосылок, определяющих, как исследователи воспринимают реальность и какие вопросы они считают важными.

Совершенствование режимного регулирования для эффективного реагирования на вызовы может рассматриваться через призму куновской теории следующим образом.

1.  «Нормальная» наука и управленческая стабильность, где в периоды законодательной стабильности административно-правовые режимы могут быть использованы в кризисных ситуациях в рамках устоявшейся парадигмы, которая определяет стандартные и заранее понятные процедуры. Например, введение чрезвычайного положения, применяемого исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации, на основании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Список литературы

1. Барсуков А.Ю. Циклический характер трансформации права и правовой системы общества: теоретико-методологические основания исследования / А.Ю. Барсуков // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 7 (152). С. 85–92.
2. Губин А.М. Цифровизация и публичное управление: специфика взаимодействия и пути развития / А.М. Губин // Право и цифровая экономика. 2021. № 4 (14). С. 50–55.
3. Клычев Р.А. Оценка нормативно-правового регулирования ситуации, связанной с распространением коронавируса COVID-19 / Р.А. Клычев, А.Х. Мифтахова, Э.С. Анзорова, Л.Е. Чуркина // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2020. № 2. С. 3–6.
4. Лифанов Д.М. Административно-правовые режимы в деятельности публичной администрации: правовое регулирование и правоприменительная практика / Д.М. Лифанов, С.Д. Хазанов // Российское право: образование, практика, наука. 2024. № 1. С. 30–44.
5. Лифанов Д.М. К вопросу о механизме чрезвычайного правового регулирования и его основных элементах (на примере правовых режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации) / Д.М. Лифанов // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2024. № 2.
6. Московцева Л.В. Устойчивое развитие России и регионов в условиях пандемии / Л.В. Московцева, И.В. Головлева, А.Ю. Усанов, Т.В. Корякина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024
7. Позднякова Е.В. Административно-правовая трансформация и защищенность интересов граждан на основе верховенства закона / Е.В. Позднякова // Верховенство закона и права человека : материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 22 декабр
8. Равнюшкин А.В. О происходящей трансформации административного права и государственного управления в России / А.В. Равнюшкин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 185–193.
9. Старилов Ю.Н. Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1 (52). С. 7–32.
10. Структура научных революций / Т. Кун ; перевод с английского И.З. Налетова. Москва : АСТ, 2009. 317 с.
11. Теория конституционных циклов / А.Н. Медушевский. 2-е изд. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 936 с.
12. Шедий М.В. Публичное управление в теории и политико-административной практике / М.В. Шедий, Е.Н. Малик // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. Т. 12. № 4. С. 122–132.
13. Lv Aofei. Centralization vs. Decentralization in COVID-19 Responses: Lessons from China / Aofei Lv, Ting Luo, Jane Duckett // Journal of Health Politics, Policy and Law. 2022. Vol. 47. Iss. 3. P. 411–427. DOI: 10.1215/03616878-9626908.

Остальные статьи