Дата публикации: 05.12.2024

Проблемы принятия и обеспечения управленческих решений органами государственной власти в период проведения специальной военной операции

Аннотация

В статье анализируются нормы действующего российского законодательства, устанавливающие административно-правовые режимы во время проведения специальной военной операции. При этом акцентируется внимание на необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности населения.




Когда Президентом РФ В.В. Путиным были изданы Указы от 19 октября 2022 г. № 756 и № 757, изучение и анализ их положений с точки зрения административно-правовых режимов обращает на себя внимание в связи с тем, что в соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона «О военном положении» в действовавшей на тот момент редакции Российская Федерация должна была уведомлять, информировать Организацию Объединенных Наций и Совет Европы (далее — СЕ) о введении военного положения. Было очевидно, что в отношении СЕ этого не будет, поскольку Российская Федерация уже в марте 2022 г. заявила о своем выходе из этой организации. Но изменения в ст. 22 федерального конституционного закона были приняты только 2 октября 2023 г. (№ 8-ФКЗ). Данный пример показателен в том, что от начала принятия крупных управленческих решений до их фактической реализации нередко требуется значительное время.

Указ № 757 обозначил несколько групп регионов страны с введением в них специальных административных режимов по уровню реагирования (максимальный уровень, средний уровень, уровень повышенной готовности, уровень базовой готовности), которые устанавливаются в целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации в связи с введением военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

Не будем здесь перечислять все меры, которые могут приниматься во исполнение указа главы государства. Очевидно, что их набор определяется каждым регионом самостоятельно, исходя из ситуации на месте и возникающих рисков. И все же хотелось бы обратить внимание на несколько важных, на наш взгляд, моментов, в которых мы сегодня находимся независимо от конкретного субъекта РФ.

Начнем с того, что 31 октября 2023 г. А.Р. Белоусов, еще будучи в статусе первого вице-премьера в Правительстве РФ, обсуждал с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА). Их внедрение в повседневную работу аграриев, геодезистов, строителей и т.д. бесспорно актуализировало этот вопрос для всех регионов. При обсуждении данной темы основным стал вопрос определения порядка открытия воздушного пространства для полетов БПЛА в регионах России, кроме приграничных территорий, с поэтапным открытием неба и принятием унифицированных Правил, разрабатываемых Министерством транспорта РФ.

Вместе с тем вопросы безопасности населения должны стоять на первом месте, а для жителей ряда регионов, регулярно подвергающихся атакам, это вопрос в буквальном смысле жизненно важный.

Список литературы

1. Грищенко Л.Л. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции / Л.Л. Грищенко // Академическая мысль. 2022. № 2 (19). С. 106–111.
2. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : РГ-Пресс, 2020. 544 с.
3. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития : монография / Б.В. Россинский, А.И. Стахов, А.А Гришковец. [и др.] ; под общей редакцией С.В. Запольского. Москва : Прометей, 2017. 394 с.

Остальные статьи