Проблемы принятия и обеспечения управленческих решений органами государственной власти в период проведения специальной военной операции
Аннотация
В статье анализируются нормы действующего российского законодательства, устанавливающие административно-правовые режимы во время проведения специальной военной операции. При этом акцентируется внимание на необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности населения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 12/2024 |
Страницы | 58-61 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-12-58-61 |
Когда Президентом РФ В.В. Путиным были изданы Указы от 19 октября 2022 г. № 756 и № 757, изучение и анализ их положений с точки зрения административно-правовых режимов обращает на себя внимание в связи с тем, что в соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона «О военном положении» в действовавшей на тот момент редакции Российская Федерация должна была уведомлять, информировать Организацию Объединенных Наций и Совет Европы (далее — СЕ) о введении военного положения. Было очевидно, что в отношении СЕ этого не будет, поскольку Российская Федерация уже в марте 2022 г. заявила о своем выходе из этой организации. Но изменения в ст. 22 федерального конституционного закона были приняты только 2 октября 2023 г. (№ 8-ФКЗ). Данный пример показателен в том, что от начала принятия крупных управленческих решений до их фактической реализации нередко требуется значительное время.
Указ № 757 обозначил несколько групп регионов страны с введением в них специальных административных режимов по уровню реагирования (максимальный уровень, средний уровень, уровень повышенной готовности, уровень базовой готовности), которые устанавливаются в целях повышения эффективности деятельности высших должностных лиц (органов исполнительной власти) субъектов Российской Федерации в связи с введением военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Не будем здесь перечислять все меры, которые могут приниматься во исполнение указа главы государства. Очевидно, что их набор определяется каждым регионом самостоятельно, исходя из ситуации на месте и возникающих рисков. И все же хотелось бы обратить внимание на несколько важных, на наш взгляд, моментов, в которых мы сегодня находимся независимо от конкретного субъекта РФ.
Начнем с того, что 31 октября 2023 г. А.Р. Белоусов, еще будучи в статусе первого вице-премьера в Правительстве РФ, обсуждал с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА). Их внедрение в повседневную работу аграриев, геодезистов, строителей и т.д. бесспорно актуализировало этот вопрос для всех регионов. При обсуждении данной темы основным стал вопрос определения порядка открытия воздушного пространства для полетов БПЛА в регионах России, кроме приграничных территорий, с поэтапным открытием неба и принятием унифицированных Правил, разрабатываемых Министерством транспорта РФ.
Вместе с тем вопросы безопасности населения должны стоять на первом месте, а для жителей ряда регионов, регулярно подвергающихся атакам, это вопрос в буквальном смысле жизненно важный.