Проблемы установления правового статуса органов, реализующих переданное полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Аннотация
В работе анализируется региональная практика правового закрепления статуса исполнительных органов субъектов РФ, реализующих переданное полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Автор отмечает разрозненный характер правового регулирования, что ставит под сомнение эффективность реализации принципа единства системы публичной власти. В числе выявленных проблем отмечены избыточное принятие актов о закреплении контрольных функций; единичные случаи оформления положений в форме актов ненормативного характера; некорректное воспроизведение наименования вида контроля без указания его отнесения к федеральному уровню. Кроме того, проблемой является осуществление одного и того же полномочия в разных субъектах РФ органами различных типов.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 12/2024 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-12-50-53 |
Введение
В 2020 г. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию поставил задачу завершить реформу контрольно-надзорной деятельности. В результате 31 июля 2020 г. были подписаны федеральные законы № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». При этом новый ландшафт контрольно-надзорной деятельности получил фрагментарное развитие: совершенствование обеспечилось за счет установления системы обязательных требований, использования цифровых ресурсов и реестровых моделей, новых инструментов оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов, но некоторые принципиальные недостатки сохранялись. В частности, «законодатель в очередной раз отказался от разграничения государственного контроля и административного надзора», что, по мнению профессора А.В. Мартынова в некотором смысле делает «противоречивым и неоднозначным весь федеральный закон». Также А.С. Евдокимов, Ю.В. Ким, П.П. Сергун отмечают: «…при явной позитивности проводимой реформы необходимо отметить, что существует и ряд проблем организационно-правового характера, препятствующих совершенствованию государственного управления в контрольно-надзорной сфере». К числу таких проблем следует отнести вопрос определения правового статуса органов контроля в рамках единой системы публичной власти.
Одним из 19 видов федерального контроля, переданных для осуществления субъектам РФ, является в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. При этом указанный контроль исполнительными органами субъектов РФ не может осуществляться в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере высшего образования и некоторых других видов.
Проведенное автором исследование обращено к анализу региональной практики правового закрепления статуса исполнительных органов субъектов РФ, реализующих переданное полномочие. Предметом исследования являются нормативные правовые акты субъектов РФ, за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, поскольку на этих территориях до 1 января 2026 г. действует переходный период. Рабочей гипотезой является предположение об отсутствии единообразного подхода к определению правового статуса исследуемых органов, что ставит под сомнение эффективность реализации принципа единства системы публичной власти.