Дата публикации: 05.12.2024

Проблемы установления правового статуса органов, реализующих переданное полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

Аннотация

В работе анализируется региональная практика правового закрепления статуса исполнительных органов субъектов РФ, реализующих переданное полномочие по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Автор отмечает разрозненный характер правового регулирования, что ставит под сомнение эффективность реализации принципа единства системы публичной власти. В числе выявленных проблем отмечены избыточное принятие актов о закреплении контрольных функций; единичные случаи оформления положений в форме актов ненормативного характера; некорректное воспроизведение наименования вида контроля без указания его отнесения к федеральному уровню. Кроме того, проблемой является осуществление одного и того же полномочия в разных субъектах РФ органами различных типов.




Введение

В 2020 г. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию поставил задачу завершить реформу контрольно-надзорной деятельности. В результате 31 июля 2020 г. были подписаны федеральные законы № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». При этом новый ландшафт контрольно-надзорной деятельности получил фрагментарное развитие: совершенствование обеспечилось за счет установления системы обязательных требований, использования цифровых ресурсов и реестровых моделей, новых инструментов оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов, но некоторые принципиальные недостатки сохранялись. В частности, «законодатель в очередной раз отказался от разграничения государственного контроля и административного надзора», что, по мнению профессора А.В. Мартынова в некотором смысле делает «противоречивым и неоднозначным весь федеральный закон». Также А.С. Евдокимов, Ю.В. Ким, П.П. Сергун отмечают: «…при явной позитивности проводимой реформы необходимо отметить, что существует и ряд проблем организационно-правового характера, препятствующих совершенствованию государственного управления в контрольно-надзорной сфере». К числу таких проблем следует отнести вопрос определения правового статуса органов контроля в рамках единой системы публичной власти.

Одним из 19 видов федерального контроля, переданных для осуществления субъектам РФ, является в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. При этом указанный контроль исполнительными органами субъектов РФ не может осуществляться в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере высшего образования и некоторых других видов.

Проведенное автором исследование обращено к анализу региональной практики правового закрепления статуса исполнительных органов субъектов РФ, реализующих переданное полномочие. Предметом исследования являются нормативные правовые акты субъектов РФ, за исключением Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, поскольку на этих территориях до 1 января 2026 г. действует переходный период. Рабочей гипотезой является предположение об отсутствии единообразного подхода к определению правового статуса исследуемых органов, что ставит под сомнение эффективность реализации принципа единства системы публичной власти.

Список литературы

1. Балдина А.С. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий / А.С. Балдина // Вестник ННГУ. 2017. № 3. 109–115.
2. Беликова К.М. Значение реформы законодательства о государственном контроле (надзоре) для государства и бизнеса / К.М. Беликова, М.А. Ахмадова // Хозяйство и право. 2023. № 3 (554). С. 15–26.
3. Евдокимов А.С. Реформа контрольной и надзорной деятельности 2017–2025: организационно-правовой анализ / А.С. Евдокимов, Ю.В. Ким, П.П. Сергун // Административное право и процесс. 2024. № 7. С. 27–31.
4. Евдокимов А.С. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: организационно-правовой анализ / А.С. Евдокимов // Административное право и процесс. 2022. № 2. С. 34–40.
5. Кирилловых А.А. Механизм «регуляторной гильотины» в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки / А.А. Кирилловых // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 4.
6. Мазеин А.В. Правовое регулирование управленческой деятельности : учебник для вузов / А.В. Мазеин. Москва : Юрайт, 2024. 189 с.
7. Мартынов А.В. Критический анализ общих положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» / А.В. Мартынов // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально зн
8. Минин В.В. Анализ новой системы правового регулирования контрольно-надзорной деятельности / В.В. Минин // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 68–72.
9. Старилов Ю.Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы / Ю.Н. Старилов // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2020. № 1. С. 20–31.
10. Стахов А.И. Публичная администрация в России: понятие, система и структура / А.И. Стахов, Н.В. Ландерсон // Административное право и процесс. 2021. № 10. С. 4–15.

Остальные статьи