Тушение пожаров в населенных пунктах: административно-правовые проблемы
Аннотация
В статье рассмотрены административно-правовые аспекты обеспечения пожарной безопасности территории Российской Федерации, касающиеся своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары. В результате исследования выявлены недостатки организационно-правового функционирования системы тушения пожаров в населенных пунктах, касающиеся вопросов определения необходимого количества подразделений пожарной охраны, разграничения полномочий органов публичной власти. Наличие данных недостатков не позволяет определить эффективность деятельности имеющихся противопожарных служб, установить их оптимальное количество, позволяющее обеспечить защиту в том числе некрупных населенных пунктов. Обоснована необходимость развития законодательства в исследуемой области в целях устранения системных недостатков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 12/2024 |
Страницы | 40-44 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-12-40-44 |
Защита населенных пунктов от пожаров — важнейший элемент системы противопожарной защиты территорий. В России сегодня насчитывается более 155 тыс. населенных пунктов. Тушение пожаров осуществляется группировкой сил пожарной охраны всех видов, которая составляет более 22 тыс. подразделений численностью 405 тыс. человек. Подразделения пожарной охраны при этом дислоцируются далеко не в каждом населенном пункте.
Если обратиться к статистике пожаров, то значительное их количество происходит в городах и крупных населенных пунктах, в которых к тому же проживает большее количество населения. Именно здесь и сосредоточены основные подразделения пожарной охраны. Вместе с тем многие сельские населенные пункты находятся на большом удалении от пожарных депо. Чем дольше противопожарные подразделения находятся в пути следования к месту вызова, тем меньше шансов на спасение людей, имущества от пожаров, соответственно, меньше эффективность их действий.
Целью настоящего исследования является изучение механизма организации тушения пожаров в населенных пунктах во взаимосвязи с временем прибытия на пожар подразделений пожарной охраны, а также с разграничением полномочий в данной сфере органов публичной власти. Общая совокупность обозначенных позиций консолидируется в одно большое понятие «противопожарное прикрытие территорий», достаточно часто используемое в практике правоприменения, однако не нашедшее своего отражения в нормативных правовых актах России. В настоящей работе представлена общая оценка административно-правовых проблем в области противопожарного прикрытия территории.
Обеспечение пожарной безопасности находится в прямой зависимости от скорости прибытия на пожар пожарных подразделений. Вместе с тем на сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативы, определяющие временной промежуток прибытия подразделений на пожар либо радиус обслуживания пожарного депо. И это первая системная организационно-правовая проблема исследуемой темы.
Широко распространенным правилом, часто используемым для определения норматива прибытия подразделений пожарной охраны на пожар, в России является положение ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технически регламент), в соответствии с которым дислокация подразделений должна определяться исходя из условия, что время прибытия к месту пожара в городах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут. Стоит отметить, что рассматриваемая норма не является нормативом прибытия, так как регулирует не время прибытия на пожар, а процедуру определения мест оптимальной дислокации соответствующих подразделений. Однако в практике правоприменения именно эта правовая норма зачастую принимается за норматив прибытия, являясь некоторой аналогией обычая делового оборота, используемого в гражданском праве.