Дата публикации: 05.12.2024

Система сбалансированных показателей в туризме и гостиничном бизнесе

Аннотация

В настоящее время для достижения успеха в туризме и гостиничном бизнесе необходимо уметь быстро адаптироваться к условиям рынка и превосходить своих конкурентов по качеству, скорости предоставляемых услуг, ассортименту и ценовому критерию. Для этого бизнес и индустрия должны уметь правильно выстраивать стратегию развития и направлять свои ресурсы для достижения планируемых стратегических целей. Для оценки результативности поставленных стратегических целей используют систему сбалансированных показателей.




Развитие предприятий туристской индустрии и сферы гостеприимства осуществляется достаточно активно в разных регионах Российской Федерации. Для формирования целостного понимания уровня развития и состояния сфер туризма и гостеприимства необходимо систематизировать аналитический материал и показатели отдельных предприятий туристской индустрии.

Каждое предприятие бизнеса выбирает свою модель и стратегию развития, где применяемость стратегического менеджмента направлено на повышение результативности бизнес-процессов предприятия индустрии туризма и гостеприимства, которые оцениваются через показатели. В таблице 1 представлены авторские трактовки понятия стратегического менеджмента, которые позволяют сделать вывод об актуальности изучения данного направления менеджмента у научного сообщества.

Проанализировав понятия в таблице 1, можно сделать вывод, что термин «стратегический менеджмент» трактуется отечественными и зарубежными авторами как поиск и выработка мероприятий для устойчивого и эффективного функционирования предприятия, которые необходимо оценить через различные критерии. Можно выделить следующие группы критериев устойчивого развития, которые представлены в таблице 2.

Таким образом, можно выделить общие управляемые критерии, которые бизнес может контролировать через бизнес-процессы и корпоративную культуру. Неконтролируемые действия, влияющие на функционирование бизнеса, формируют рейтинг страны, где компания зарегистрирована. Анализ индекса глобализации представляет собой исследовательский инструмент по социальным, экономическим и политическим критериям, позволяющий сопоставить проходившие процессы глобализации в странах мира и оценить их эффект. Полученные результаты анализа помогают оценить эффективность бизнеса и составить рейтинг стран по индексу глобализации. В таблице 3 представлены адаптационные (неконтролируемые) критерии устойчивого развития.

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф ; перевод с английского О. Литун. Москва [и др.] : Питер, 2009. 342 с.
2. Журавлев В.В. Стратегическое управление : учебное пособие / В.В. Журавлев. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2012. 84 с.
3. Кострова Ю.Б. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Ю.Б. Кострова, О.Ю. Шибаршина. Москва : МУ им. С.Ю. Витте, 2018.
4. Макарова Д.Д. Организация туристской деятельности территориальных образований на основе применения балансового подхода : диссертация кандидата экономических наук / Д.Д. Макарова. Москва, 2017. 185 с. EDN: DRHXSI.
5. Морозова Н.С. Применение балансовых моделей в туризме / Н.С. Морозова, Д.Д. Макарова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2016. № 4. С. 41–44. EDN: WZZKLL.
6. Севрюков И.Ю. Влияние процессов глобализации на индустрию туризма и гостеприимства / И.Ю. Севрюков, Т.П. Приходько, Р.А. Якшигулов // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами на современном этапе глобализации : материалы V Международно
7. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент : искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд ; перевод с английского под редакцией Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.

Остальные статьи