Особенности развития новых территориальных субкластеров Сочинской курортной агломерации в стратегический период
Аннотация
В статье выдвигаются необходимые условия для достижения стратегической цели курортно-туристского кластера как приоритетного муниципального проекта Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на период до 2035 г. Впервые даются количественные показатели Сочинской курортной агломерации в разрезе ее пространственных округов. На основе начатой работы создания базы данных туристско-рекреационных ресурсов проводится экспертная оценка их наличия в каждом субкластере. Актуальность и научная новизна материалов, изложенных в статье, состоит в обосновании ключевых и перспективных направлений развития туризма девяти пространственных округов Сочинской курортной агломерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 04/2024 |
Страницы | 22-24 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2024-4-22-24 |
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на период до 2035 г. четко сформулировала задачи, которые необходимо решить для достижения стратегической цели курортно-туристского кластера как приоритетного муниципального проекта (Ц 1.1): «Сочи 2035 — „курорт мечты“: всесезонный устойчивый курортно-туристский центр интеллектуального и физического здоровья, создающий глобально конкурентоспособный курортно-туристский продукт в рамках кластера и его субкластеров».
Является ли сегодня город-курорт Сочи всесезонным туристским центром? Является, и это одно из наиболее важных кардинальных изменений последнего десятилетия после проведения Олимпиады-2014. Большая половина туристского потока в настоящее время приходится на летний сезон, а остальная часть распределяется между межсезоньем и зимним периодом, в основном в горном кластере — Красной Поляне. Так, в 2023 г. горный кластер Сочи посетило 1360 тыс. туристов, что на 15% больше, чем в 2022 г. (1170 тыс. чел.). Более того, загрузка отелей Красной Поляны растет и летом благодаря активным видам туризма и походам по экотропам.
Ответ на вопрос: является ли город Сочи устойчивым курортно-туристским центром, не является однозначным, так как в науке и практике туризма существует достаточно много точек зрения на признание той или иной дестинации устойчивой. Следует также отметить, что на уровне национальных экономик показатели устойчивости принято адаптировать, выделяя для себя основные направления, как это делают зарубежные ученые и крупные компании. Российские исследователи устойчивого развития туристской индустрии в большей степени рассматривают ее через всю призму развития своих регионов или территорий (экономическую, социальную, экологическую, политическую составляющие), понимая важность для туризма каждой из представленной сфер с целью достижения их сбалансированности и ликвидации имеющихся диспропорций той или иной дестинации.
Полагаем, что для Сочинской курортной агломерации определение необходимых критериев устойчивости для ее оценки и мониторинга является весьма важной и актуальной задачей, требующей серьезного рассмотрения и решения. Этот вопрос тесно взаимосвязан с созданием глобально конкурентоспособного курортно-туристского продукта, и не только целостного, но и в рамках его субкластеров. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем четко охарактеризовать его существующие формы и параметры. Начатая работа по созданию базы данных туристско-рекреационных ресурсов Сочинской агломерации в разрезе ее территориальных субкластеров (табл. 1), с учетом имеющейся инфраструктуры, позволила пока экспертно выделить в каждом из них перспективные виды туризма в стратегический период (табл. 2) и определить ряд первоочередных мероприятий научно-исследовательского характера: 1) определение необходимых критериев устойчивости Сочи как курортно-туристского центра интеллектуального и физического здоровья; 2) инвентаризация туристского потенциала Сочинской агломерации, создание баз данных и системы мониторинга туристско-рекреационных ресурсов с разбивкой по каждому пространственному округу; 3) оцифровка туристско-рекреационных ресурсов на основе формирования курортно-туристской цифровой экосистемы Сочинской агломерации; 4) определение рекреационной и экологической емкостей в рамках новых пространственных округов с соблюдением ограничений для инвестиционных проектов; 5) выявление наиболее значимых объектов туристского показа по каждому пространственному округу, оценка их состояния; определение пропускной способности объектов туристского показа; 6) проработка вопроса обеспечения сопутствующей туристской инфраструктуры в важных «реперных» точках формируемых туров; 7) определение круга участников, вовлекаемых в формирование туристских маршрутов и туров, в том числе перспективных региональных и межрегиональных; 8) внедрение сквозных цифровых технологий в турпродукты (примеры создания таких продуктов пока локальны, но уже имеются: интерактивный музей археологии с дополненной реальностью в Роза Хутор, интерактивный музей Вселенной Гарри Поттера в Сочи); 9) разработка единой маркетинговой политики, формирование сбалансированного турпродуктового портфеля Сочинской агломерации, мониторинг жизненных циклов продуктов по каждому виду туризма, расширение ее информационного пространства посредством зонтичного бренда и коммуникационных инструментов продвижения.