Дата публикации: 05.12.2024

Сельский туризм: действующее регулирование и пути развития

Аннотация

Сельский туризм является новым институтом в туристической деятельности. В статье рассмотрено понятие сельского туризма в нормативно-правовом значении и системной взаимосвязи с корреспондирующими нормами конституционного, трудового, земельного и гражданского законодательства. Результатом анализа выступают замечания о пробелах и иных недостатках в регулировании и предложены меры по дальнейшему совершенствованию института сельского туризма.




Дефиниция понятия «сельский туризм» закреплена в Федеральном законе от 2 июля 2021 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и статью 7 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства“», включившем его в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О туризме»).

Специфичность анализируемых отношений выступает побудительным мотивом к их рассмотрению с позиций доктринального осмысления с учетом формируемой правоприменительной практики. В литературе мнение о необходимости закрепления данного института в качестве самостоятельного, с отдельным нормативным правовым актом, не является новостью. Убедительно данная точка зрения представлена в работе Т.А. Астахова, А.С. Вражнова и С.Л. Никоновича. При этом в иных сферах знаний также данному вопросу уделяется значительное внимание. Так, И.Д. Шахраманян и А.В. Трухачев в своей работе указывают, что сельский туризм — это деятельность, должная к реализации исключительно сельхозтоваропроизводителями.

Как правоотношение сельский туризм позволяет определить субъектный состав. Одной из его сторон обязательно выступает сельскохозяйственный товаропроизводитель. Другая предполагаемая сторона — турист, под которым понимается определенное в абз. 9 ст. 1 Федерального закона «О туризме» лицо. Исходя из содержания данного Закона, предмет сельского туризма — это посещение сельской местности и/или малых городов, население которых не превышает 30 тысяч человек.

Таким образом, субъектный состав рассматриваемого отношения имеет совершенно определенный характер, а относительно предмета такое утверждение не представляется очевидным. Сельскохозяйственные товаропроизводители, согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», — это хозяйствующие субъекты, чья доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в календарном году превышает 70%. К кругу хозяйствующих субъектов причислены и граждане, занимающиеся ведением личного подсобного хозяйства; являющиеся членами сельскохозяйственного потребкооператива и/или крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, сельскохозяйственным товаропроизводителем может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо и индивидуальный предприниматель. Следовательно, все они могут быть стороной отношения по сельскому туризму.

Вторая сторона отношений сельского туризма — это собственно турист. Этимология значения термина имеет предысторию, и формирование его смысловой определенности следует отнести к Римской конференции ООН 1963 г., одним из результатов которой стала формулировка содержания определений трех субъектов сферы туризма — «временный посетитель», «турист» и «экскурсант». Так, временный посетитель — это лицо, посещающее иное, нежели его постоянное жительство, место по любой, за исключением вознаграждаемой профессиональной деятельности, причине. Экскурсантом считается лицо, посещающее локацию, не являющуюся местом его жительства, в течение периода времени, составляющего менее 24 часов. Соответственно, турист — лицо, посещающее иное, помимо проживания, место в течение периода времени более 24 часов, но менее 6 месяцев и не ведущее в этот срок оплачиваемую профессиональную деятельность. Такое понимание субъектного состава в целом стало распространенным, и именно оно в качестве основы имплементировано в отечественное регулирование туристических отношений. Отметим, что И.Е. Отческий посредством построения силлогизма убедительно заключает, что туристом может быть исключительно физическое лицо. Е.В. Токарева и Е.Н. Антамошкина на примере конкретной программы тура по Среднеахтубинскому району полагают, что сельский туризм должен иметь более четкую целевую аудиторию, в которую входят школьники, семьи с детьми, субъекты аграрного бизнеса, заинтересованные в изучении передового опыта организации аграрного производства.

Список литературы

1. Астахов Т.А. Правовая основа агротуризма в Российской Федерации / Т.А. Астахов, А.С. Вражнов, С.Л. Никонович // Туризм: право и экономика. 2020. № 1. С. 3–5.
2. Конференция ООН по международному туризму и путешествиям. Развитие туризма (общая резолюция). Рим, Италия, 21 августа — 5 сентября 1963 г. // Международный туризм: правовые акты / составитель Н.И. Волошин. Москва : Финансы и статистика, 2000. С. 175–179.
3. Майборода В.А. Федеральная территория как новый субъект права: теоретико-правовое исследование : диссертация доктора юридических наук / В.А. Майборода. Москва, 2023. 346 с.
4. Мельников Н.Н. Объекты земельных правоотношений : монография / Н.Н. Мельников. Москва : ИНФРА-М, 2024. 302 с.
5. Отческий И.Е. Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг : монография / И.Е. Отческий. Москва : Юстицинформ, 2017. 264 с.
6. Токарева Е.В. Агропромышленный туризм как перспективное направление развития сельских территорий в регионах России / Е.В. Токарева, Е.Н. Антамошкина // Туризм: право и экономика. 2022. № 1. С. 18–21.
7. Тропина Д.В. Проблемы правового регулирования сельского туризма в контексте устойчивого развития сельских территорий / Д.В. Тропина, Д.Г. Сергеев // Сельское хозяйство. 2022. № 2. С. 42–51.
8. Шахраманян И.Д. Теоретические аспекты развития сельского туризма в России / И.Д. Шахраманян, А.В. Трухачев // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 5. С. 25–36.

Остальные статьи