Административная деятельность в сфере туризма
Аннотация
Статья посвящена анализу административного законодательства, регулирующего отношения в сфере туризма. Автор использует теорию административного права А.И. Стахова для характеристики административной деятельности в сфере туризма. Исследуются административно-организационные функции органов публичной администрации и их связи с административно-публичными функциями. Законодательство позволяет выделить такие функции, как планирование, учет (ведение реестров, информационных систем), управление публичным имуществом. Для осуществления административно-публичной деятельности органы публичной администрации реализуют внутри своей системы деятельность, направленную на ее стабильное функционирование, — административно-организационную деятельность. Между собой административно-публичная и административно-организационная деятельность связаны взаимообусловливающими действиями. При этом четкого положения первичных и вторичных отношений в административной деятельности выявить невозможно. В одних случаях первичной будет административно-организационная деятельность, в других — административно-публичная.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Туризм: право и экономика № 04/2024 |
Страницы | 7-9 |
DOI | 10.18572/1813-1212-2024-4-7-9 |
Действующая на современном этапе общественного развития Конституция РФ позволяет делать выводы о становлении системы публичной власти, объединяющей органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Деятельность, осуществляемая органами публичной власти, разнообразна по своему характеру и направленности. В силу регулирования данной деятельности нормами административного права в исследованиях А.И. Стахова она характеризуется как административная и в зависимости от характера различается на административно-публичную и административно-организационную. В рамках административно-публичной деятельности органами публичной администрации реализуются нормы административного и административно-процессуального законодательства в отношении физических и юридических лиц, где целью является достижение баланса публичных и частных интересов. Административно-организационная деятельность осуществляется в системе органов публичной администрации и направлена на ее стабильное функционирование. Она также является правовой по форме и может быть как материальной, так и процессуальной (чаще всего процедурной).
Современные теоретические концепции и активное правотворчество органов исполнительной власти в сфере туризма позволяют проанализировать административно-организационную и административно-публичную деятельность в сфере туризма и выявить связи между организационными и публичными функциями.
Закрепленная за Министерством экономического развития РФ функция по выработке и реализации государственной политики соответствует административно-организационной функции планирования и прогнозирования. Правовой основой данной функции выступает Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Целью выступает определение целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации. Для туризма участниками таких отношений могут быть как органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, так и органы местного самоуправления.
Общей является Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. Сама стратегия заявляется как руководящий документ для органов федеральной исполнительной власти при разработке программ развития туризма. В развитие стратегии разработана и принята государственная программа Российской Федерации «Развитие туризма». Однако заявленные в программе цели и задачи развития туризма плохо согласуются с полномочиями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, за которым закреплены полномочия по реализации программы. Так, в Положении о министерстве территориальное планирование исключено из сфер, где реализуются его полномочия, а программа предполагает решение в первую очередь вопросов территориального развития и туризма как отрасли.
Концепция развития научно-популярного туризма до 2035 г. разработана и утверждена Министерством науки и высшего образования РФ. Распоряжениями Правительства РФ утверждены концепции развития транспортного туризма. Для последних документов характерно, что полномочия по реализации концепций закреплены за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере туризма. Иные органы исполнительной власти подключаются к мероприятиям по мере заинтересованности.