Образ судьи в отечественном кинематографе
Тип | Статья |
Издание | Человек и закон № 11/2024 |
Страницы | 42-46 |
В текущем году исполняется 160 лет Судебной реформы в России. За истекший период судебная власть претерпела значительные преобразования, оставаясь при этом относительно закрытым для граждан сообществом. В целях повышения открытости и доверия гражданского общества к судебной системе необходимо популяризировать профессию судьи в художественном и документальном кино. Пока же отношение граждан к представителям судебной системы, на мой взгляд, не является однозначным. Несмотря на стремление судов к максимальной открытости, за последние десятилетия в массовом сознании важность и престиж профессии судьи, его ключевая роль в отправлении правосудия осознаются не в полной мере. Причин тому немало. Их истоки, возможно, были заложены еще во времена Древней Руси: достаточно вспомнить «Шемякин суд» — сказочно-сатирическое повествование о неправедном судье Шемяке.
Принципиальных и ответственных вершителей правосудия в современной системе судопроизводства большинство. Но о них, увы, мало кто знает. В то же время негативных суждений о судьях предостаточно. Они зачастую базируются на слухах, домыслах, информации о несправедливых приговорах. В этом видится одна из причин того, что среди студентов юридических факультетов и опытных юристовпрактиков, в том числе из адвокатской корпорации, немногие стремятся стать судьями. И как результат, судебный корпус пополняется преимущественно из числа работников аппарата судов.
Определенную лепту в формирование общественного мнения о работе судей внес и российский кинематограф. Образы судей в большинстве вышедших на экраны фильмов и сериалов далеки от идеалов профессии. Такая продукция изобилует гротесковыми, эзоповскими образами, грешит «киноляпами».