Цифровая трансформация концепции «широкого предмета гражданского процесса» / «digital multi-door courthouse»
Тип | Статья |
Издание | Человек и закон № 11/2024 |
Страницы | 27-34 |
Цифровая реновация концепции «multi-door courthouse» и ее основные идеи
В 80-е годы ХХ столетия в США судебная система испытывала серьезную нагрузку и стояла перед решением ряда задач, направленных на обеспечение функционирования эффективной системы защиты субъективных прав. Неудивительно, что в это время возникает концепция «multi-door courthouse», предложенная профессором Sander, сразу же нашедшая сторонников. Данная концепция получила дальнейшее развитие в современный период и поставила на повестку дня очень важный вопрос о «доступности правосудия» в целом. «Пандемийные» ограничения 2020 года и «постковидное дистанционное» развитие общества побудило российскую доктрину с учетом опыта мирового сообщества взглянуть на реализацию концепции «multi-door courthouse» в новом цифровом ключе как на концепцию «digital multi-door courthouse».
В отечественной доктрине данная концепция была широкого раскрыта В.О. Аболониным. Концепция сводится к идее, что не все споры должны быть предметом судебного рассмотрения, отягощенного сложными формализованными процедурами, требующими значительных материальных и временных ресурсов. Должен быть создан единый центр диагностики жалоб и споров, который бы осуществлял прием, сортировку, направление поступивших в суд обращений, в органы общественной юрисдикции, которые могли бы создать конкуренцию судебным процедурам и предлагали альтернативу продолжения дела в рамках несудебных форм защиты прав.
Сотрудники данного центра диагностики жалоб и споров должны были урегулировать конфликт одним из способов, наиболее подходящих к критериям спора и тем самым альтернативные способы урегулирования конфликта были бы институционализированы в систему правосудия. Цели создания «multi-door courthouse» можно свести к пяти: 1) граждане должны быть осведомлены о возможных вариантах разрешения споров, имеющихся в их обществе; 2) оказание помощи гражданам в поиске соответствующих альтернативных форм для обсуждения их споров; 3) оказание помощи альтернативным способам защиты прав в получении соответствующих обращений по делам и повышение уровня координации услуг между судебными и несудебными формами защиты права; 4) выработка методов сортировки дел на основе критериев, которые могут способствовать выбору той или иной формы защиты прав; 5) стимулировать распространение опыта единого центра диагностики споров и жалоб.
И в наше время в зарубежной литературе можно встретить много сторонников данной концепции и примеры практической реализации данной концепции в отдельных государствах.