К вопросу об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные искусственным интеллектом
Тип | Статья |
Издание | Человек и закон № 11/2024 |
Страницы | 14-19 |
Современный мир охватывают новые технологии, одной из которых является технология искусственного интеллекта. Как следствие, возникают новые отношения, а также необходимость их регулирования. С момента внедрения такой технологии появляется и правовая база. Так, Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 была утверждена Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в которой приоритетами и перспективами научно-технологического развития Российской Федерации названы те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года Владимир Владимирович Путин говорит о необходимости запустить масштабную программу национального уровня в области искусственного интеллекта, чтобы в середине следующего десятилетия войти в число лидеров по этому научно-технологическому направлению, которое будет определять будущее всего мира и будущее России.
Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.
В стратегии указано, что для стимулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта необходимы адаптация нормативного регулирования в части, касающейся взаимодействия человека с искусственным интеллектом, и выработка соответствующих этических норм.
При этом к 2030 году в Российской Федерации должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области искусственного интеллекта, в том числе гарантирующая безопасность населения и направленная на стимулирование развития технологий искусственного интеллекта.