Генезис деятельности по комплексному развитию территории и оформление его правового регулирования в России
Аннотация
Генезис правового регулирования комплексного развития территории в России по сравнению с историей эволюции отечественного законодательства в области градостроительной деятельности является достаточно молодым. Будучи новшеством лишь последних двух десятилетий текущего века, правовое регулирование общественных отношений, связанных с комплексным развитием территории, появилось на порядок позже формирования практики его фактического применения. Постепенно градостроительная политика России достигла стадии, когда соответствующие общественные отношения стали требовать адекватного правового регулирования. Эта необходимость послужила основой для адаптации существующего законодательства о градостроительной деятельности к современным условиям и новым трендам преобразования территорий. В результате законодателем сформирована нормативная база, регулирующая деятельность по комплексному развитию территории, которая используется в настоящее время. В этой связи исследование начинается с краткого обзора генезиса механизма комплексного развития территории и завершается анализом его правового оформления в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 04/2024 |
Страницы | 33-37 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-4-33-37 |
Исследование истории отечественного государства и права позволяет сделать вывод о том, что возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского феодального права, основу которого составляла вся имеющаяся совокупность законов, обычаев и других источников. Установлено, что законодательство уже тогда имело сравнительно развитую систему норм, регулирующих общественные отношения в разных сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем изучение источников древнерусского права дает основание полагать, что в этот период русской истории общественные отношения в области градостроительной деятельности практически не имели правового обеспечения, хотя некоторые отечественные исследователи истории русского градостроительного законодательства предпринимали попытки доказать обратное.
В целом развитие законодательства, начиная с Древней Руси и вплоть до петровских времен, позволяет сделать вывод о том, что общественные отношения, возникающие по вопросам градостроительной деятельности, не были обеспечены писаными нормами права. Организационно-правовое регулирование градостроительной деятельности находилось на начальной стадии своего формирования. Естественно, не то что о регулировании в то время конкретных механизмов реализации названной деятельности, но даже об их существовании речь вести не приходится. Более того, развитие территорий русских городов упомянутых времен нельзя назвать комплексным, хотя некая упорядоченность в застройке, безусловно, присутствовала.
В научной литературе устоялось мнение о том, что история становления института правового регулирования градостроительства в России относится к временам правления Петра I. На протяжении всего XVIII в. объем законодательства в соответствующей сфере стремительно возрастал. Данный период характеризуется внедрением правовых актов, предписывающих осуществлять строительство из более пожароустойчивых материалов, появлялись нормы, касающиеся планировки населенных пунктов, массово разрабатывались и утверждались планы городов, обеспечивалась стандартизация строительства в целом.
В XIX в. государственная политика в вопросах строительства продолжает реализовывать начатое в XVIII столетии и характеризуется разработкой и применением в строительстве технических нормативов, активным внедрением требований к фасадам зданий, также уделялось внимание и нормативам благоустройства территорий. Приоритетной для законодателя целью остается создание регулярных (упорядоченных, образцовых) городских поселений.