Дата публикации: 21.11.2024

Специфика построения правовой модели законодательного акта об утверждении генерального плана в условиях необходимости обеспечения режима секретности (на примере города федерального значения Севастополя)

Аннотация

Научная статья посвящена исследованию возможной правовой модели законодательного акта об утверждении генерального плана города федерального значения. Автор проводит анализ содержания генерального плана как нормативного правового акта, состоящего из правовых символов, и исследует коллизию между защитой государственной тайны и обязательным официальным опубликованием законов. В статье предложены способы законодательного урегулирования вопросов утверждения и опубликования генерального плана, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.




Генеральный план выступает ключевым проектным документом в градостроительстве, который определяет стратегию развития конкретного населенного пункта. Он включает в себя данные о зонировании, инфраструктуре и социальных объектах, а также прогнозирует будущее развитие территории на долгосрочную перспективу.

В силу градостроительного законодательства РФ генеральные планы субъектов РФ – городов федерального значения являются обязательными документами территориального планирования (в то время как для других субъектов РФ такими документами выступают схемы территориального планирования). При этом содержание генеральных планов городов федерального значения соответствует содержанию генеральных планов поселения, муниципального округа, городского округа как документов территориального планирования муниципальных образований.

Для города федерального значения Севастополя вопрос утверждения генерального плана еще с 2015 г. стоит достаточно остро и является в современных условиях как никогда актуальным. В соответствии с законодательством г. Севастополя генеральный план города является не только документом территориального планирования (в значении Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ), но и документом стратегического планирования г. Севастополя, а значит, разрабатывается в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития г. Севастополя. Работа над этим документом велась более 8 лет, за это время он разрабатывался с нуля дважды.

В настоящее время подготовка и обсуждение итогового проекта генерального плана г. Севастополя уже завершены, рассматривается переход к стадии его утверждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 ГрК РФ генеральные планы городов федерального значения утверждаются законодательными органами указанных городов. Это означает, что они утверждаются посредством принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации, а не правового акта представительного органа местного самоуправления (которым утверждаются генеральные планы поселения, муниципального округа, городского округа).

Список литературы

1. Иванов К.К. Принцип гласности в российском законотворчестве / К.К. Иванов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 4. С. 188–191.
2. Никитин А.В. Правовые символы : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Никитин. Новгород, 1999. 241 с.
3. Перцик Е.Н. Территориальное планирование : учебник для вузов / Е.Н. Перцик. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 362 с.
4. Рой О.М. Основы градостроительства и территориального планирования : учебник и практикум для вузов / О.М. Рой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 253 с.
5. Юридическая урбанология. Урбанологическая теория : монография. В 2 томах / П.А. Астафичев, В.А. Волох, Н.А. Воронина [и др.] ; под общей редакцией В.В. Таболина. Москва : Юстицинформ, 2021. 824 с.

Остальные статьи