Дата публикации: 07.11.2024

Икона «древнего письма» как объект рынка антиквариата и предмет преступления в XIX в. (по материалам Новгородской губернии)

Аннотация

В статье характеризуются особенности формирования рынка антиквариата в России XIX в. На основе анализа судебной практики, представленной архивными материалами, авторы определяют факторы, оказывавшие решающее влияние на формирование спроса и предложения в рамках оборота художественных ценностей религиозного содержания. В статье доказывается, что особенность активного развития незаконного рынка антиквариата в России составило влияние произошедшего в XVII в. внутрицерковного раскола, породившего интерес определенных слоев купечества к иконам «дониконианского письма». В анализируемом авторами архивном документе присутствуют доказательства распространения во второй половине XIX в. тех форм хищения икон, которые характерны для современной криминальной практики, что позволяет считать исторический опыт борьбы с черным рынком антиквариата актуальным в условиях современности.




Новгородская земля как один из древнейших центров российской государственности богата древностями, представляющими историческую, духовную, художественную и материальную ценность. Памятники новгородской архитектуры, живописи, прикладного искусства составляют достояние российского народа. Особое место в ряду культурных сокровищ занимают шедевры новгородской школы иконописи. Их ценность в качестве памятников древнерусской живописи с веками лишь возрастает, причем как в духовном, так и в материальном плане. Именно материальная ценность является главным признаком, привлекающим внимание к иконам не только знатоков искусства, профессиональных коллекционеров, но и криминала, активно участвовавшего в формировании рынка антиквариата в России с момента зарождения целенаправленного коммерческого интереса к предметам старины, коллекционированию, к созданию частных и государственных собраний художественных произведений.

В настоящее время согласно Постановлению Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 индикаторами антиквариата, рыночный оборот которого попадает под контроль государства, являются особое историческое, художественное, научное значение и время происхождения. Согласно названной норме под данную категорию антиквариата попадают соответствующие признакам культурных ценностей движимые предметы, созданные 50 лет назад. Следовательно, для определения произведения, а именно иконы, в качестве предмета антиквариата необходима экспертная оценка, подтверждающая историческую или художественную ценность, а также время его создания.

Если в современных условиях подобные экспертизы производятся на профессиональной основе подготовленными специалистами, то в XIX в. принципы оценки произведений искусства в качестве предметов старины, имеющих особую историческую ценность, были несколько иные. Решающее значение играл факт принадлежности предмета к церковному имуществу, позволявший квалифицировать его хищение как святотатство. В свою очередь хищение имущества, имеющего особую художественную и историческую ценность испокон веков является источником пополнения черного рынка антиквариата.

Точкой отсчета в истории формирования рынка антиквариата специалисты называют эпоху Петра I. Причем речь идет не только о транслируемом в Россию европейском опыте создания коллекций древностей. Первый русский император, инициировав реформу управления церкви, позаботился о взятии под государственный контроль сохранившихся в монастырях памятников летописания и прочих значимых для государственной истории документов. Однако процесс этот происходил весьма хаотично. Следует помнить, что за всю историю Российской империи, начиная со времени Петра I, установившего своими указами первые правила учета культурных ценностей, и заканчивая эпохой тотальной бюрократизации рубежа XIX–XX веков, когда учет и охрана памятников истории и культуры регулировались многочисленными циркулярами МВД, так и не сложилось специального законодательства. Такое положение прямым образом влияло на правоприменительную практику.

Примечательно, что, начиная с эпохи Петра I, учредившего в 1722 г. Святейший синод, ризницы при кафедральных соборах и крупных монастырях превратились в хранилища свозимых туда из многочисленных церквей и часовен запрещенных к использованию в богослужении образов и прочих не подпадавших под новые (никонианские) каноны атрибутов веры. Так, подобные ризницы стали крупными запасниками (накопителями) церковной утвари, икон и прочих культовых предметов, пока в 1870-х годах не появилась идея более масштабного объединения древних памятников религиозного искусства в общем епархиальном древлехранилище.

Список литературы

1. Белорус Л.А. Рынок антиквариата, его формирование и развитие в России / Л.А. Белорус, Т.В. Муковина, Н.А. Сушко // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2022. № 3. С. 190–203.
2. Дворянкин О.А. Архивы — культурная информация в веках / О.А. Дворянкин // Культура, управление, экономика, право. 2018. № 4. С. 32–37.
3. Катагощина М.В. Социально-культурный феномен частного коллекционирования в истории России XVIII — начала XX веков (к постановке проблемы) / М.В. Катагощина // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6–2. С. 100–103.
4. Прокофьев А.Ю. Губернская практика учета и охраны памятников в условиях разработки законопроекта по охране исторического и культурного наследия России в конце XIX в. — XX в. (на материалах Новгородской губернии) / А.Ю. Прокофьев // Культура: управление, э
5. Солнышкин А.А. Ответственность за святотатство в Российской империи XIX — начала XX веков (право и правоприменение) / А.А. Солнышкин, Н.М. Корнева // Научный диалог. 2021. № 7. С. 463–478.

Остальные статьи