Государственное управление культурой в СССР в 1970–1980-х годах: понятие, особенности, опыт
Аннотация
В статье анализируются основы организации системы государственного управления культурой в СССР в 70–80-е годы прошлого века на базе нормативных актов и официальных документов того времени. Показаны различные уровни органов управления данной системы и их компетенции с учетом структурно-функционального назначения. Предлагается рассмотреть возможность использования этого исторического опыта в деятельности органов государственного управления культурой в условиях современной России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2024 |
Страницы | 24-31 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-4-24-31 |
Успешное решение грандиозных задач коммунистического строительства, выдвинутых XXV съездом КПСС было, по мнению советских теоретиков государственного управления, немыслимо без всемерного усиления культурно-воспитательной деятельности.
Партия решала сложные, крупномасштабные задачи в двух важнейших органически взаимообусловленных сферах жизнедеятельности общества — в области экономики и коммунистического воспитания масс. Формирование советского человека представляло собой важнейшее условие строительства коммунистического общества. Поэтому возрастание роли культуры, способствующей этому формированию, являлось объективной закономерностью и необходимостью. Развитие экономики и достижения научно-технического прогресса создавали материальную основу для развития культуры. Исследуя материалы советских средств массовой информации, многочисленные партийные документы, можно отметить, что советское государство неуклонно увеличивало ассигнования на развитие культуры. Помимо средств государственного бюджета на социально-культурные нужды использовались средства кооперативных, профсоюзных и других общественных предприятий и организаций и средства колхозов. Так, если на печать, искусство и радиовещание в 1965 г. из средств госбюджета было ассигновано 390 млн руб., а в 1970-м — 748 млн, то в 1978 г. — 1550 млн руб. Это позволяло активно развивать сеть культурно-просветительных учреждений, систематически обновлять и укреплять материально-техническую базу учреждений культуры, создавать условия для постоянного и неуклонного расширения объема и совершенствования содержания социально-культурной деятельности. К началу 1979 г. на территории СССР функционировало свыше 135 тыс. клубных учреждений, 350 тыс. библиотек, 153 тыс. киноустановок, 1300 музеев, 580 театров. В 70-е годы в СССР ежегодно вводились в строй в среднем восемь новых клубных учреждений и пять библиотек. Эти цифры являются красноречивым подтверждением достаточно интенсивного развития всех направлений культуры в период социалистического строительства. Одновременно нужно сказать, что следствием происходящей в изучаемый период научно-технической революции являлось бурное развитие материальных средств распространения культуры. Была создана и совершенствовалась индустриальная база культуры (научно-технические средства в области телевидения, радио, кинематографии, полиграфии, грамзаписи), которая обеспечивала возможность ознакомления практически всего населения с культурными ценностями страны.
Важнейшим фактором, обеспечивающим вовлечение широких масс в процесс развития культуры и активного пользования достижениями культуры в социалистическом обществе, являлось неуклонное повышение материального уровня жизни трудящихся. Благосостояние народа создавало объективные предпосылки для роста потребностей людей в эстетических ценностях и одновременно обеспечивало удовлетворение этих потребностей. На Всесоюзном совещании работников культуры подчеркивалось, что народное творчество, широкий интерес к печатной продукции, искусству стали характерной чертой социалистического образа жизни. Наблюдался заметный количественный рост спроса на культуру, обусловливающий такие явления, как книжный голод, «музейный взрыв», аншлаги на спектакли, концерты. Причем, по мнению Б.М. Строгонца, «...все отчетливее проявлялась потребность людей в глубоко идейных, совершенных в художественном отношении произведениях литературы и искусства». Таким образом, возрастающие потребности в приобщении к культуре стимулировали неуклонное повышение уровня требований к качеству произведений духовной культуры. КПСС всегда рассматривала идейность и художественность произведений искусства и литературы как единый критерий оценки их достоинства. Всесоюзное совещание идеологических работников (1979 г.) еще раз отметило, что это особенно справедливо в настоящий период, когда художественное воплощение социалистической действительности невозможно без глубокого понимания социальных, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе. Выражающийся как тенденция рост интереса и стремления к культуре обусловливало также необходимость систематического повышения уровня культурного обслуживания населения. Последнее особенно актуально было для сельской местности.