Бесхозяйственно содержимые объекты археологического наследия. Проблемы критериев и соразмерности санкций
Аннотация
Работа посвящена исследованию критериев бесхозяйственно содержимых объектов археологического наследия, а также проблемам соразмерности установленных законодателем санкций, применяемых к правообладателям земельных участков, допускающих ненадлежащее состояние названных объектов. Обоснованы положения об отсутствии конкретных критериев бесхозяйственного содержания объектов археологического наследия и наличии в связи с этим высокой степени усмотрения органов судебной и исполнительной власти при оценке их состояния. Аргументирована неясность нормы, регулирующей изъятие земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, с точки зрения соотношения противоправного поведения субъекта и объема изымаемого имущества. По итогам исследования сформулированы выводы о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющейся правовой неопределенности, конечной целью которой является обеспечение стабильности гражданского оборота.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-4-19-23 |
Актуальность темы исследования обусловлена закрепленными в законодательстве РФ взаимонаправленными правами и обязанностями частного и публичного субъектов в области охраны объектов культурного наследия (далее — ОКН), которым корреспондируют безусловные гарантии права собственности, прекращаемого только на основании решении суда. Подчеркивает актуальность и тот факт, что деятельность в отношении некоторых ОКН может представлять собой повышенную опасность для окружающих в силу наличия у таких объектов «вредоносных свойств» и отсутствия «...полного контроля над ними со стороны человека». Эти свойства еще недостаточно изучены средствами частноправовых наук.
Вышеприведенная конструкция, очевидно, направленная на соблюдение баланса частных и публичных интересов, предполагает, что оба поименованных субъекта имеют ясное представление о надлежащей реализации и пределах соответствующих прав, нарушение которых влечет за собой вполне конкретную и четко определенную законом санкцию.
Вместе с тем анализ законодательства РФ показывает отсутствие в нем как должного понимания явления бесхозяйственно содержимых ОКН в целом, так и бесхозяйственно содержимых объектов археологического наследия (далее — ОАН) в частности. Сказанное выше, по мнению автора, в определенной мере справедливо и в отношении предлагаемых законодателем санкций по отношению к правообладателям земельных участков, в границах которых располагаются ОАН, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Вместе с тем имеющиеся в исследуемом вопросе неточности и неясности формулировок оказывают прямое воздействие на порядок реализации и объем гражданских прав, являющиеся неотъемлемой частью обеспечения охраны ОКН, что обусловлено двойственной правовой природой самого понятия «охрана».
Статья 54 Закона об ОКН предполагает возможность изъятия земельного участка, в границах которого расположен ОАН, в случае невыполнения правообладателем такого участка требований по сохранению объекта, совершения действий по ухудшению его состояния или уничтожения.