Дата публикации: 07.11.2024

Федеральный проект «Цифровая культура»: проблемы и перспективы развития

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу современных проблем и перспектив развития федерального проекта «Цифровая культура», который реализуется в Российской Федерации с 1 января 2019 г. Авторы обосновывают важность данного федерального проекта с точки зрения как популяризации культуры для широких слоев населения, так и удешевления этих процессов в связи с использованием современных цифровых технологий. В статье исследованы различные точки зрения на цели и задачи указанного федерального проекта в отечественной учебной и научной литературе. Целью научной статьи выступают не только формализация и анализ проблем, препятствующих повышению эффективности данного федерального проекта, но и разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.




Вопросы, связанные с процессами реализации в России федерального проекта «Цифровая культура» (далее также — «Цифровая культура», федеральный проект), широко исследуются в работах Р.Ш. Ахмадиевой, В.В. Левыкиной, И.С. Пилко, Е.А. Савченко, А.В. Соколова, а также ряда других ученых. В то же время доля научных статей, затрагивающих проблематику эффективности и результативности федерального проекта, невелика. Однако представляют определенный интерес работы некоторых авторов, в частности О.В. Булгаковой, Е.В. Вшивковой, А.С. Ивановой, Л.М. Идиговой, которые содержат экспертные оценки о ходе реализации данного федерального проекта. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого являются не только формализация и анализ проблем, препятствующих повышению эффективности процессов реализации указанного федерального проекта, но и разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.

Поступательное развитие общества и государства в современном мире возможно при условии создания и поддержания высокого уровня культуры населения страны. Процессы формирования и развития человека как полноценной личности предполагают складывание у него определенного уровня культуры, т.е. системы сложившихся ценностей, правил поведения, обычаев, отношения к религии и обрядам, знаний и умений, используемых в работе и быту технических объектов и технологий, способов и особенностей мыслительной деятельности, а также механизмов, форм и способов взаимодействия (включая коммуницирование) с иными людьми.

Почему же так важна культура в обществе? На что влияет уровень культуры населения, проживающего на территории Российской Федерации?

Во-первых, понятие культуры охватывает все стороны жизнедеятельности общества в целом, а также каждого конкретного человека в частности (в быту, на работе, в кругу семьи и т.д.). Отсутствие надлежащего уровня культуры у человека создает трудности как для окружающих его людей, так и для самого человека (например, трудности во взаимодействии с ним, привлечения его к трудовой деятельности и т.п.).

Во-вторых, развитие общества в целом, а также каждого конкретного индивидуума, предполагает, с одной стороны, осмысление людьми имеющихся достижений человеческой цивилизации, познанных ею объективных закономерностей в существовании и развитии окружающей природы и общества, а с другой стороны, дальнейшее развитие всех сторон человеческой жизнедеятельности на основе осмысленной вышеназванной информации, использованной в индивидуальном и коллективном функционировании указанной человеческой жизнедеятельности.

Список литературы

1. Ахмадиева Р.Ш. На пути к университету третьего поколения / Р.Ш. Ахмадиева // Аккредитация в образовании. 2020. № 5 (121). С. 24–25.
2. Булгакова О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности с применением цифровой платформы (на примере Сибирского федерального университета) / О.В. Булгакова, А.С. Коновалов, А.А. Худик, Н.В. Соболева // Успехи гуманитарных наук. 2023. № 11. С. 210–
3. Вшивкова Е.В. Цифровизация в сфере культуры в России и Пермском крае: за и против / Е.В. Вшивкова // Современный город: власть, управление, экономика. 2021. Т. 1. С. 225–234.
4. Гончаров В.В. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации / В.В. Гончаров, А.Д. Малютин, Л.А. Спектор, Е.Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221)
5. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3–13.
6. Иванова А.С. Об опыте участия Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) в национальном проекте «Культура» (федеральный проект «Цифровая культура») в части оцифровки книжных памятников / А.С. Иванова // Вестник национальной библиотеки Республики Сах
7. Идигова Л.М. Анализ реализации регионального проекта «Цифровая культура Чеченской Республики» в рамках национального проекта «Культура» / Л.М. Идигова, Б.Х. Рахимова, М.М. Хаджиева // ФГУ Science. 2021. № 1 (21). С. 82–86.
8. Левыкина В.В. Перспективы применения технологий латерального маркетинга в работе государственных концертных организаций в условиях реализации федерального проекта «Цифровая культура» / В.В. Левыкина // Научная палитра. 2020. № 3 (29). С. 7.
9. Пилко И.С. Развитие цифровых навыков библиотечных специалистов в дистанционном формате / И.С. Пилко // Библиотековедение. 2021. Т. 70. № 5. С. 539–550.
10. Савченко Е.А. Культурные права человека в условиях цифровизации / Е.А. Савченко // Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 49. С. 151–164.
11. Соколов А.В. Национальный проект «Культура» и книжная культура / А.В. Соколов // Научные и технические библиотеки. 2022. № 6. С. 14–33.

Остальные статьи