Административно-организационная деятельность в сфере культуры
Аннотация
В статье на основе российского законодательства исследуется административно-организационная деятельность в сфере культуры. Целью авторов является выявление в нормативно-правовых актах административно-организационных функций, реализующихся в сфере культуры органами публичной администрации, более конкретно — Министерством культуры РФ. Административно-организационная деятельность вместе с административно-публичной деятельностью составляет административную деятельность органов публичной администрации, которая является предметом административного права. Выявление устойчивых направлений деятельности, определение целей и задач позволят выработать качественную теорию административного права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Культура: управление, экономика, право № 04/2024 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2070-2159-2024-4-2-6 |
Легальное закрепление в Конституции Российской Федерации термина «органы публичной власти» позволяет говорить о единстве органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Кроме того, публичные функции могут выполняться и другими организациями, что позволяет использовать для субъектов, осуществляющих публичные полномочия, термин «органы публичной администрации». Правоотношения, в которые вступают органы публичной администрации традиционно для российского административного права, могут быть двух видов. Первый вид правоотношений реализуется в сфере взаимодействия органов публичной администрации с неподчиненными субъектами. В исследованиях А.И. Стахова такая деятельность называется административно-публичной. Второй вид отношений реализуется во взаимодействии органов публичной администрации между собой и подчиненными субъектами. Такая деятельность носит организационный характер и может называться административно-организационной.
Систематизация административно-организационной деятельности, выяснение ее отличительных признаков, определения целей и задач требуют анализа российского законодательства. В рамках данной работы анализируется административно-организационная деятельность в сфере культуры, которая представлена отдельными устойчивыми направлениями деятельности — административно-организационными функциями.
Административно-организационная функция планирования реализуется путем разработки и принятия стратегических и программных актов в исследуемой сфере. Концептуальным основанием для разработки законодательства в сфере культуры являются основы государственной культурной политики. При этом политику следует рассматривать как идейную составляющую, формулируемую органами публичной власти, которая предполагает акценты на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры. На основе политики и законодательства о культуре принимаются программы развития культуры, определяющие цели и задачи государственного управления, перераспределение бюджетных средств между уровнями публичной власти.
Для комплексного решения вопросов принадлежности объектов культурного наследия в рамках реализации административно-организационной функции взаимодействия создается межведомственная комиссия. Положение о комиссии содержит порядок формирования комиссии, распределение полномочий между членами и рабочие процедуры.
Сложной по наполнению является организационная функция. Процедурно она может состоять из большого набора функций, которые в правовых актах выделяются самостоятельно или не выделяются. Все административно-публичные функции, реализуемые в отношениях с физическими и юридическими лицами, имеют обеспечительный механизм, позволяющий их реализовать. В качестве примера можно рассмотреть обеспечение стимулирующей функции в сфере культуры.