Зарождение и развитие научной дискуссии о субъективных публичных правах в зарубежных правопорядках
Аннотация
В статье представлен историко-научный анализ зарождения дискуссии о субъективных публичных правах. Целью исследования является установление причин обращения континентальных правопорядков к восприятию феномена субъективных публичных прав. В статье проанализированы этапы становления данной научной конструкции. В заключении автор приходит к выводу о том, что необходимость научного обоснования юридических притязаний индивида по отношению к государству, т.е. приведение в движение правопорядка в пользу субъективного интереса, предопределила зарождение феномена субъективных публичных прав.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2024 |
Страницы | 60-66 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-11-60-66 |
1. История зарождения научной дискуссии о субъективных публичных правах
Феномен субъективных публичных прав в теории публичного права континентальных стран возник сравнительно недавно, в конце XVIII – начале XIX вв. Зарождение идеи субъективных публичных прав связано с появлением первых американских конституций и деклараций прав и свобод.
Конституция штата Вирджиния 1776 г. – одна из первых конституций в истории, в которую был включен наиболее полный на тот момент перечень прав человека и установлены пределы государственной власти. Г. Еллинек объясняет этот факт тремя причинами. Во-первых, многолетняя история и правовые традиции Англии, в том числе акты, касающиеся прав человека (например, Habeas Corpus Act 1679 г., Petition of right 1627 г., Magna Charta Libertatum 1215 г.), которые послужили базисом для деклараций (конституций) штатов. Во-вторых, влияние церкви и протестантизма на понимание феномена прав человека, а также на место государства в отношениях с человеком. И, наконец, в-третьих, господство естественно-правовой теории, признающей права человека изначально принадлежащими человеку.
Конституция Вирджинии стала источником идей для Ж. Лафайета – одного из разработчиков французской Декларации 1789 г. Однако в науке предлагаются различные мнения относительно источника тех идей, которыми руководствовались авторы Декларации 1789 г. Так, например, Ф. Шталь был убежден, что первой попыткой общего перечисления всех прав человека была Декларация независимости США, принятая в 1776 г, а одной из основ для Декларации 1789 г. стало учение Ж.Ж. Руссо. Отметим, что разработка и обсуждение Конституции Вирджинии велись сравнительно раньше Декларации независимости США, и по содержанию данные акты значительно отличались. Декларация независимости США была скорее политическим актом, не направленным на закрепление положений относительно статуса индивида в штатах.
Авторы первых конституционных текстов (деклараций и конституций) как Франции, так и американских штатов преследовали идентичную цель – путем законодательного закрепления определить сферы, в которые не может вмешиваться государство. Речь идет именно о пределах для государственной власти. В связи с этим правам и свободам человека придавалось отрицательное содержание, под которым понимались не возможные притязания человека к государству, а допустимые (известные) действия государства по отношению к человеку. Государство снимает с себя обязательство по определению конкретного объема прав человека, поскольку в этом нет необходимости. Государство просто не должно вмешиваться в определенные сферы человеческой жизни.