Конституционно-правовые принципы правовой защиты местного самоуправления
Аннотация
Статья посвящена исследованию системы конституционно-правовых принципов правовой защиты местного самоуправления. Автор высказывает суждение, что с учетом поправок к Конституции Российской Федерации 2020 г. актуальным является исследование теоретико-методологических вопросов, затрагивающих механизм правовой защиты института местного самоуправления в единой системе публичной власти Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2024 |
Страницы | 52-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-11-52-53 |
При исследовании конституционных норм, регулирующих местное самоуправление как институт публичной власти, возникает ряд очевидных вопросов, которые заслуживают внимания исследователей. Во-первых, в ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) речь идет о «государственной защите», а не о «правовой защите»; во-вторых, в качестве объекта государственной защиты в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ названы «права и свободы человека и гражданина» (нахождение права граждан на местное самоуправление в составе «прав и свобод человека и гражданина» не вполне однозначно, по крайней мере, исходя из буквального содержания главы второй Конституции РФ); в-третьих, ст. 133 Конституции РФ гарантирует местное самоуправление правом на «судебную защиту», но не на «правовую защиту» (судебная защита – одна из форм правовой защиты). Однако законодатель использует понятие «правовая защита» в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.
Раскрывая природу субъективного права граждан на местное самоуправление, профессор И.А. Умнова-Конюхова справедливо отмечает, что «субъективное право на местное самоуправление носит двойственную природу и является как правом человека и гражданина, так и правом коллектива-населения. Граждане индивидуально осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. В то же время результаты их участия представлены в виде коллективной воли населения, положительный характер которой выявляется по принципу большинства (абсолютного или относительного)».
Под правовой защитой местного самоуправления предлагаем понимать правовую деятельность государства, специально уполномоченного органа, органа или должностного лица местного самоуправления, общественных объединений, населения и граждан, осуществляемую с помощью правовых средств, основанную на нормах Конституции РФ и действующего законодательства, направленную на защиту и охрану местного самоуправления на территории Российской Федерации.
В связи с этим, несомненно, актуальным представляется исследование конституционно-правовых принципов правовой защиты местного самоуправления.
Конституционно-правовые принципы юридической защиты местного самоуправления могут быть структурированы и систематизированы в две крупные группы, первая из которых характеризует местное самоуправление как объект правовой защиты, вторая – общие правила реализации механизма правовой защиты местного самоуправления.