Дата публикации: 31.10.2024

О природе элементов системы органов федеральной территории «Сириус»

Аннотация

В статье рассматривается система органов первой в России федеральной территории «Сириус». Отмечается, что при ее создании законодатель использовал новый термин «органы публичной власти федеральной территории «Сириус», но в дальнейшем в Уставе федеральной территории, а затем и в федеральном законе получил закрепление термин «система органов федеральной территории «Сириус», частью которой являются органы публичной власти федеральной территории «Сириус». Помимо них в состав системы входят избирательная комиссия и контрольно-счетный орган, названные государственными органами, а также Уполномоченный по вопросам местного самоуправления федеральной территории «Сириус» и Градостроительный совет федеральной территории «Сириус», природа которых не определена. Автор делает вывод, что проблемы природы органов власти, действующих от имени федеральной территории «Сириус», предопределены неопределенностью статуса федеральных территорий в территориальном устройстве России.




Конституционная реформа 2020 г. стала основой многих острых дискуссий в отечественной науке конституционного права. Единство публичной власти, традиционные ценности и их правовое значение, изменение полномочий высших органов государственной власти – это далеко не полный перечень тем для обсуждения, порожденных конституционными новациями. Важно, что большинство из них было известно науке и правоприменительной практике и ранее. Но долгое время эти темы оставались на периферии внимания ученых, поскольку законодатель не давал им нормативного закрепления. Потому и обсуждения вокруг конституционных преобразований в основном строятся по принципу: проследить историю появления (в отдельных нормативных актах, практике Конституционного Суда РФ, судебной практике и др.) и осмыслить значение в измененном конституционном контексте.

В этом плане совершенно отдельно стоит поправка, внесенная в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, позволяющая создавать на территории России федеральные территории. Ведь ранее российской науке институт федеральных территорий был известен только в контексте практики федерализма зарубежных стран. Возможность введения в территориальное устройство России принципиально нового элемента не только не была предопределена уже сложившейся практикой общественных отношений, но даже и не обсуждалась сколько-нибудь серьезно. В этой связи вполне закономерно, что вопрос о создании в России нового вида территориальных единиц, его статусе и организации власти оказался в фокусе бурных политических и научных дискуссий.

Впрочем, ее остроту несколько приглушил опыт первой апробации. Несмотря на абсолютно разумные призывы принять нормативный акт общего характера перед конкретными шагами, законодатель принял решение создать федеральную территорию «Сириус» (далее – ФТ «Сириус»), спустя всего полгода после внесения поправок в Конституцию РФ. После этого «львиная доля» научных дискуссий ведется не вокруг федеральных территорий в России как таковых, а вокруг положений Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – Закон о ФТ «Сириус») и иных норм, связанных с ней.

Одной из центральных проблем в этом плане является организация публичной власти в федеральных территориях. И хотя организация территориальных органов федеральных государственных органов на этой территории и осуществление ими своих полномочий имеют существенные особенности, наиболее острые споры вызывают природа и полномочия органов публичной власти ФТ «Сириус», т.е. той системы органов, которая является организационным выражением самого существования федеральной территории.

Список литературы

1. Колесников А.В. Эклектика управления федеральной территорией «Сириус»: органы публичной власти, государственные должности, муниципальное имущество и налоги / А.В. Колесников // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2021. № 4. С. 27–31.
2. Яблонский И.В. Современные тенденции формирования территориальных органов МВД России: органы внутренних дел и федеральные территории / И.В. Яблонский, А.А. Кочкин // Общество и право. 2023. № 3 (85). С. 88–93.
3. Турищева Н.Ю. Территориальная избирательная комиссия федеральной территории «Сириус» как публичный орган с особым статусом / Н.Ю. Турищева // Государство и право. 2022. № 4. С. 47–55.
4. Стариков С.С. Конституционно-правовой статус федеральных территорий в России : диссертация кандидата юридических наук / С.С. Стариков. Москва, 2023. 191 с.
5. Стариков С.С. К вопросу о конституционно-правовом статусе органов публичной власти федеральных территорий / С.С. Стариков // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 3. С. 21–25.
6. Праскова С.В. Российская модель территориальной организации: к вопросу о наличии федеральных территориальных единиц / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. 2014. № 4. С. 13–25.
7. Праскова С.В. О полномочиях органов публичной власти федеральной территории «Сириус» / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. 2021. Т. 22. № 4 (86). С. 307–317.
8. Праскова С.В. О месте органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в системе публичной власти / С.В. Праскова // Академический юридический журнал. 2021. Т. 22. № 3 (85). С. 220–229.
9. Коровин Е.М. «Эпитафия» избирательным комиссиям муниципальных образований / Е.М. Коровин // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 3. С. 1290–1300.
10. Копалкина Е.Г. Защита жилищных прав детей с инвалидностью в деятельности Уполномоченного по правам ребенка (на примере Иркутской области) / Е.Г. Копалкина, Е.В. Зимина, А.И. Гуляева, Т.А. Чернякова // Известия Байкальского государственного университета. 2
11. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2022. 484 с.
12. Ковтун О.А. К вопросу о статусе органов публичной власти федеральной территории «Сириус» / О.А. Ковтун, Н.Д. Терещенко, И.В. Шапиро // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 11–2. С. 66–69.
13. Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России / С.В. Кабышев // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5 (114). С. 72–82.
14. Зимина Е.В. Роль Уполномоченного по правам ребенка в оказании помощи в разрешении семейных споров о детях (на примере Иркутской области) / Е.В. Зимина, Е.Г. Копалкина, Т.А. Чернякова, А.И. Гуляева // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. № 1. С. 299–309.
15. Ежукова О.А. Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России / О.А. Ежукова // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 36–45.
16. Дзидзоев Р.М. Институт федеральных территорий в Российской Федерации (на примере федеральной территории «Сириус») / Р.М. Дзидзоев // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021. № 2. С. 2–8.
17. Винокуров В.А. Федеральный государственный пожарный надзор в федеральной территории: исходные начала / В.А. Винокуров, В.А. Штыров // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 1 (54). С. 70–75.
18. Верещагин А. Слово «власть» не должно пугать [Интервью с С.А. Авакьяном] / А. Верещагин, В. Румак // Закон. 2020. № 12. С. 8–16.
19. Бялкина Т.М. Организация публичной власти на федеральных территориях (на примере федеральной территории «Сириус») / Т.М. Бялкина // Конституционализм и государствоведение. 2021. № 3 (23). С. 11–16.

Остальные статьи