О природе элементов системы органов федеральной территории «Сириус»
Аннотация
В статье рассматривается система органов первой в России федеральной территории «Сириус». Отмечается, что при ее создании законодатель использовал новый термин «органы публичной власти федеральной территории «Сириус», но в дальнейшем в Уставе федеральной территории, а затем и в федеральном законе получил закрепление термин «система органов федеральной территории «Сириус», частью которой являются органы публичной власти федеральной территории «Сириус». Помимо них в состав системы входят избирательная комиссия и контрольно-счетный орган, названные государственными органами, а также Уполномоченный по вопросам местного самоуправления федеральной территории «Сириус» и Градостроительный совет федеральной территории «Сириус», природа которых не определена. Автор делает вывод, что проблемы природы органов власти, действующих от имени федеральной территории «Сириус», предопределены неопределенностью статуса федеральных территорий в территориальном устройстве России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2024 |
Страницы | 18-25 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-11-18-25 |
Конституционная реформа 2020 г. стала основой многих острых дискуссий в отечественной науке конституционного права. Единство публичной власти, традиционные ценности и их правовое значение, изменение полномочий высших органов государственной власти – это далеко не полный перечень тем для обсуждения, порожденных конституционными новациями. Важно, что большинство из них было известно науке и правоприменительной практике и ранее. Но долгое время эти темы оставались на периферии внимания ученых, поскольку законодатель не давал им нормативного закрепления. Потому и обсуждения вокруг конституционных преобразований в основном строятся по принципу: проследить историю появления (в отдельных нормативных актах, практике Конституционного Суда РФ, судебной практике и др.) и осмыслить значение в измененном конституционном контексте.
В этом плане совершенно отдельно стоит поправка, внесенная в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, позволяющая создавать на территории России федеральные территории. Ведь ранее российской науке институт федеральных территорий был известен только в контексте практики федерализма зарубежных стран. Возможность введения в территориальное устройство России принципиально нового элемента не только не была предопределена уже сложившейся практикой общественных отношений, но даже и не обсуждалась сколько-нибудь серьезно. В этой связи вполне закономерно, что вопрос о создании в России нового вида территориальных единиц, его статусе и организации власти оказался в фокусе бурных политических и научных дискуссий.
Впрочем, ее остроту несколько приглушил опыт первой апробации. Несмотря на абсолютно разумные призывы принять нормативный акт общего характера перед конкретными шагами, законодатель принял решение создать федеральную территорию «Сириус» (далее – ФТ «Сириус»), спустя всего полгода после внесения поправок в Конституцию РФ. После этого «львиная доля» научных дискуссий ведется не вокруг федеральных территорий в России как таковых, а вокруг положений Федерального закона от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – Закон о ФТ «Сириус») и иных норм, связанных с ней.
Одной из центральных проблем в этом плане является организация публичной власти в федеральных территориях. И хотя организация территориальных органов федеральных государственных органов на этой территории и осуществление ими своих полномочий имеют существенные особенности, наиболее острые споры вызывают природа и полномочия органов публичной власти ФТ «Сириус», т.е. той системы органов, которая является организационным выражением самого существования федеральной территории.