Правовая неопределенность при совместном банкротстве супругов
Аннотация
В статье поднимается проблема уязвимости общего имущества супругов перед кредиторами. Наличие правовых пробелов является причиной неоднородных судебных решений в вопросах совместного банкротства супругов, делающих незащищенными детей и иждивенцев. Оставляя за собой право объединять или не объединять банкротные дела супругов, суды не учитывают их финансовые потери, а также могут ошибиться при выборе объекта правоотношений. Ситуацию осложняет наличие режима совместного имущества супругов и презумпции согласия второго супруга в ряде финансовых вопросов семьи, которыми пользуется в своих интересах как истец, так и недобросовестный супруг. Авторы считают, что пришла пора глубокого реформирования судебной системы и в частности — банкротного права.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 11/2024 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-11-41-44 |
Одной из первых причин актуальности проблемы для проведения процедуры совместного банкротства супругов в литературе считают существование общих обязательств супругов перед их кредиторами с неизбежным взысканием кредитора на их общее имущество, согласно ст. 34 СК РФ, правовые конструкции которой широко подвергаются критике. Эти пробелы ухудшают как имущественное положение супругов, так и негативно влияют на интересы кредиторов, создавая проблему с исполнением супругами обязательств перед ними.
Второй причиной, побуждающей нас говорить об изменениях и дополнениях, сказанных выше, является стоимость процедуры банкротства одного супруга. Для экономии семейного бюджета на проведение двух таких процедур для супругов, которые обойдутся по самым скромным подсчетам не менее 400 000 рублей, предлагается ввести упрощенную процедуру их банкротства. Поэтому совместное банкротство граждан, как институт права или правовая доктрина в России, должна значительно улучшить и облегчить их положение, помочь найти баланс интересов кредитора и должника.
Государственная дума рассматривала законопроект, который допускал бы совместное банкротство супругов при соответствующем обращении кредитора на основании их солидарной ответственности. Несмотря на то, что в этой части поправки к закону приняты не были, названная проблема совместного банкротства встречается и в судебной практике, а данная тема является объектом острых научных дискуссий. Кроме того, при проведении процедуры банкротства супруга-должника не могут быть защищены как права и интересы второго супруга, так и их семьи, включая детей и иждивенцев.
При объединении дел по банкротству обоих супругов управляющий обязан вести отдельные реестры имущества каждого супруга и средства, полученные от реализации имущества одного из них, не могут идти на погашение обязательств второго супруга.
Суды в подобных вопросах занимают неоднозначную позицию. Один из супругов просил суд объединить дела о банкротстве, так как продажа долей в совместной квартире понизит ее стоимость и вырученных от продажи средств будет недостаточно для покрытия долга перед банком. Суд отказал истцу и пояснил, что объединение дел о банкротстве — это право, а не обязанность суда. В другом деле банк просил суд объединить дела о банкротстве супругов-созаемщиков вопреки желанию ответчиков и суд удовлетворил требование банка, мотивируя это процессуальной экономией и скорейшей реализацией имущества для удовлетворения требований кредиторов.