Проблемы позитивации прав и свобод и их справедливой судебной защиты
Аннотация
В статье исследуется проблема степени позитивации прав и свобод человека для целей их судебной защиты. Установлено три основных степени формализации субъективных прав и мер их реализации и защиты в позитивном праве. Поскольку совпадение норм позитивного права с нарушенным субъективным правом, подлежащим судебной защите при заданных обстоятельствах, является крайне редким, постольку делается вывод о нецелесообразности установления прямой связи между степенью позитивации нарушенного права и уровнем гарантий его судебной защиты.
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 11/2024 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-11-12-16 |
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. была принята по итогам Второй мировой войны в качестве нормативного и политического ответа на трагедию, которую пережило человечество. Эта трагедия связана с попиранием основных и естественных прав и свобод человека.
Всеобщая декларация прав человека является не только следствием войны, но и результатом обобщения предшествующего опыта развития мирового сообщества.
Семидесятипятилетний опыт существования концепта правового статуса личности демонстрирует неизменность перечня основных прав и свобод человека. Формальным подтверждением этому является отечественная Конституция, которая практически воспроизвела положения Всеобщей декларации прав человека спустя почти полвека существования последней.
Идеология обоих документов, а значит, и вложенный в них смысл одинаковы. Эта схожесть объясняется природой человека, отражающей необходимые элементы его жизнедеятельности, которые существуют вне времени. Вариации подобных элементов определяются конфессиональными оценками бытия, традициями народа, длительное время проживающего на определенной территории.
Именно эти вариации определяют перечень и характер тех прав, которые производны от основных прав и свобод. В то же время они непосредственно определяют и направляют жизнедеятельность человека в конкретном месте в конкретное историческое время.