Дата публикации: 28.11.2024

Правоприменительные аспекты реализации права одностороннего отказа от исполнения договора государственно-частного партнерства в социальной сфере

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы реализации права стороны договоров в сфере ГЧП на односторонний отказ. В статье обосновывается, что правовая природа и общественная значимость объектов социальной сферы должны предопределять особенности условий и порядка использования указанного права. В частности, применение этого правомочия должно быть мотивированным, учитывающим не только права и законные интересы контрагента, но и права и законные интересы потребителей услуг социальной сферы.




Независимо от основания (закон или договор) права стороны договора государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) на односторонний отказ важным является вопрос реализации данного правомочия.

По справедливому замечанию В.П. Грибанова, «осуществление всякого субъективного права… всегда затрагивает не только интересы самого управомоченного лица, но и интересы государства и общества в целом, интересы обязанной стороны, а в ряде случаев также и интересы третьих лиц».

Данное изречение является актуальным для договоров ГЧП в социальной сфере. Возникшее на их основании обязательство, которое условно мы будем именовать «ГЧП-обязательство», напрямую затрагивает интересы неопределенного числа третьих лиц (пользователей социальных услуг), поскольку ГЧП в социальной сфере направлено на удовлетворение благ (потребностей) граждан в обеспечении жизни, здоровья, получении знаний, умений, навыков, удовлетворении духовных и иных нематериальных благ и социально-культурных потребностей.

Договор ГЧП, заключенный для создания (реконструкции) и эксплуатации (использования) объекта образования или здравоохранения, прекращенный в одностороннем порядке, не достигает своей цели – создания качественной материально-технической базы для реализации образовательных программ или оказания медицинской помощи, в том числе в рамках программ ОМС. Поэтому реализация права на односторонний отказ, безусловно, влияет на права и законные интересы третьих лиц, общества в целом и государства как основного гаранта указанных прав и интересов. Следует признать, что, в принципе, любое прекращение ГЧП-обязательства в социальной сфере, не ставшее последствием его надлежащего исполнения, несет явно негативный общественный эффект. Так, в качестве отрицательного примера можно привести расторжение в судебном порядке по иску публичного партнера (Самарской области в лице Правительства региона) инвестиционного меморандума с ООО «Современные медицинские технологии» по созданию и эксплуатации высокотехнологичного кардиохирургического центра.

Представляется, что договоры ГЧП, являясь смешанными гражданско-правовыми соглашениями, должны подчиняться общим правилам ГК РФ о порядке осуществления одностороннего отказа, который, как известно, является одним из оснований прекращения договора (ст. 450.1 ГК РФ).

Список литературы

1. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав // Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. Москва : Статут, 2000. 410 с.
2. Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития : монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская [и др.] ; под общей редакцией Л.Ю. Василевской. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2016. 189 с.
3. Ишеков К.А. Общие принципы организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: содержание и правовое регулирование / К.А. Ишеков // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 18–22.
4. Кархалев Д.Н. Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений / Д.Н. Кархалев. Москва : Инфотропик Медиа, 2022. 892 с.
5. Фроловский Н.Г. Объекты социальной сферы в государственно-частном партнёрстве в Российской Федерации / Н.Г. Фроловский // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 1. С. 19–23.

Остальные статьи