Гражданско-правовая квалификация цифрового рубля: проблемы определения и толкования
Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос гражданско-правовой квалификации цифрового рубля в качестве денег. Обосновывается, что квалифицирующим признаком, определяющим объект гражданских прав в качестве денег, является выполнение таким объектом в рамках гражданского оборота функции законного платежного средства. По итогу исследования автор приходит к выводу, что цифровой рубль имеет правовую квалификацию в качестве договорного платежного средства, расчеты посредством которого предусмотрены законодательством.
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 06/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-6-21-25 |
В условиях повсеместного внедрения цифровых технологий изменяется предмет гражданско-правового регулирования, но сохраняется его социальная функция – упорядочение общественных отношений. При этом значение права дополняется новым содержанием, что находит отражение, прежде всего, в динамично развивающемся гражданском законодательстве.
Так, повышение экономической роли цифровых активов, их внедрение в имущественный оборот обусловили новую веху в истории осмысления содержания денег как правовой категории в науке гражданского права. В первую очередь это связано с принятием Федерального закона от 24 июля 2023 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», ставшего правовой основой для введения в гражданский оборот цифрового рубля. Исходя из нормативного закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ), цифровой рубль относится к имущественным правам и является разновидностью безналичных денежных средств (ст. 128 ГК РФ), а также новым средством расчетов (ст. 140 ГК РФ).
На протяжении всего времени разработки и рассмотрения упомянутого ранее федерального закона в юридической среде велась дискуссия о гражданско-правовой природе цифрового рубля. Особый резонанс вызвала концепция цифрового рубля, в соответствии с которой цифровой рубль является дополнительной формой денег, что нашло свою поддержку и в юридической среде.
На наш взгляд, правовая квалификация цифрового рубля в качестве денег или их формы обусловлена пониманием денег как экономической, а не правовой категории. Возникновение новых форм денег в результате экономического и технологического развития считается чем-то само собой разумеющимся. Если следовать такой логике, то деньги в имущественном обороте эволюционировали от металлических монет и бумажных банкнот до безналичных денег, электронных денег и в настоящее время – цифровых денег.
Гражданско-правовая квалификация цифрового рубля в качестве новой формы денег отражает научную идею однородности наличных денег, безналичных денежных средств и цифрового рубля как различных форм или разновидностей единой категории «деньги». С позиции философии права каждая категория выступает фундаментальным понятием, охватывающим и отражающим в себе наиболее общие и существенные признаки тех или иных правовых явлений, объединяемых под таким единым понятием. Отечественное законодательство и доктрина не содержат понятия денег как единой правовой категории. Отсюда можно сделать вывод о некорректности (если не о невозможности) квалификации цифрового рубля в качестве денег посредством его определения как одной из форм денег, когда правовая дефиниция категории «деньги» не закреплена в законодательстве и не выработана доктриной. В связи с этим остается актуальным вопрос, ответ на который может показаться очевидным: что такое деньги?