Цифровые финансовые активы как объект цифрового гражданского оборота
Аннотация
В статье рассматриваются особенности вовлечения цифровых финансовых активов в гражданский оборот в их сопоставлении с традиционными объектами гражданского права. Автор обращается к процедуре придания классическим материальным и иным имущественным объектам «цифрового» признака, отмечая, что виртуальное пространство выступает лишь средством закрепления традиционных объектов. Выявлен главный признак оборотоспособности цифровых финансовых активов — их учет в специальной информационной системе. Исследуя понятия «цифровой финансовый актив» и «цифровое право», автор приходит к выводу об их соотношении как частного и целого, т.е. цифровые финансовые активы представляют собой определенные цифровые права, выпущенные по особой процедуре в рамках специальной информационной системы. Использование общих и частных методов научного познания позволило автору сформулировать правила гражданского оборота цифровых финансовых активов: такой оборот формализован в электронно-цифровой форме; объекты цифрового оборота создаются, отчуждаются и прекращаются в информационной системе. При этом действующее законодательство не закрепляет специальные правила введения цифровых объектов в гражданский оборот.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 06/2024 |
Страницы | 9-12 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-6-9-12 |
За последнее десятилетие признак «цифровой» стал настоящим трендом для многих государственных инициатив, а цифровизация экономики и управления признана повсеместно необходимой. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации подготовлена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Безусловно, данное новшество коснулось и гражданского оборота, так как цифра – это не только среда для существования объектов материального мира, отраженных в ней, но также среда для осуществления участниками гражданского оборота субъективных прав в рамках возникающих гражданских правоотношений. Однако, если в части объектов процесс цифровизации относительно понятен и исследован, то в части функций и динамики правоотношений в цифровой среде существует множество мнений. Существует точка зрения, что цифровизация – это перевод соответствующих отношений в цифровую среду, т.е. переход из материального мира в мир нематериальный и цифровой. Согласно иной позиции, цифровизацию следует рассматривать как процесс организации и выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Однако большинство мнений сходятся в том, что цифровизация предполагает внедрение в деятельность участников гражданского правоотношения информационных технологий и применение этих технологий, в том числе, к объектам гражданского оборота.
В российской цивилистике понятие гражданского оборота является стратегическим, а его основные правила основываются на положениях норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ): как общих (например, ст. 1, 2, 8–10 ГК РФ), так и специальных, как, например, ст. 128 и 129 ГК РФ, описывающих перечень объектов гражданских прав, правила их оборотоспособности и защиты. И хотя сам ГК РФ не содержит определения гражданского оборота, сам термин «гражданский оборот» употребляется в законодательстве неоднократно в разных правовых конструкциях.
В общем значении понятие «гражданский оборот» представляет собой совокупность всех действий, совершаемых субъектами гражданского права в целях свободного отчуждения или перехода материальных благ от одних лиц к другим в порядке, установленном законом.
В качестве товарно-денежного обмена имущественными благами рассматривает гражданский оборот Е.А. Суханов. Сходным образом (как отношения по переходу прав) гражданский оборот квалифицирован и В.Ф. Яковлевым, который отмечал, что «товарно-денежный оборот на основе частной собственности представляет собой эквивалентно-возмездный обмен благами. Он опосредуется гражданским правоотношением с двусторонним распределением прав и обязанностей, обеспечивающим баланс интересов участников гражданского оборота».