Жалоба как средство социально-правовой защиты в Советском государстве: историко-правовой аспект
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и подачи жалобы в качестве средства социально-правовой защиты граждан в Советском государстве. Отмечена распространенность подачи жалоб населением в различных сферах жизни. Жалоба осмысливается как массовая, универсальная, а подчас и отчаянная реакция советских людей на нарушения их прав и законных интересов, на различные беззакония, включая такие как репрессии. Показаны попытки совершенствования механизмов подачи жалоб, их рассмотрения и реагирования на них на этапах существования страны, включая прогрессивные реформы позднего СССР.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 11/2024 |
Страницы | 61-68 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-11-61-68 |
Исследование тех или иных социально-правовых явлений предполагает их осмысление с точки зрения становления, развития, практического воплощения. Заслуживает внимания такой феномен, как жалоба со всеми ее социальными, моральными и юридическими составляющими. Жалобы есть обыденная реальность человеческого бытия. Между тем в качестве своеобразного правового средства она прошла свой исторический путь формирования по мере развития и усложнения государственного устройства и правопорядка, получая формально-юридическое закрепление в виде правил ее подачи и рассмотрения, а позднее — и в виде так называемого права жалобы. Не исключение здесь и Россия, где право жалобы имеет свою историю, свою специфику в разные периоды прошлого, в частности в советский период страны.
Советская власть еще в первые годы своего существования указывала на значимость обращений и жалоб граждан. Так, уже в Постановлении VI Всероссийского Съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов» требовалось от всех органов и должностных лиц Советского государства принимать обращения любого гражданина РСФСР, желающего обжаловать их действия.
Общее наблюдение за организацией приема жалоб граждан во всех учреждениях и за правильным движением было возложено на Народный комиссариат государственного контроля (Рабоче-Крестьянскую инспекцию). Декретом ВЦИК и СНК от 9 апреля 1919 г. и Постановлением Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции от 4 мая 1919 г. было создано Центральное бюро жалоб и заявлений, которое должно было принимать жалобы и заявления от всех граждан Советской Республики (просуществовало до 1924 г.).
Известный теоретик административного процесса и права жалобы М.Д. Загряцков давал довольно высокую оценку системе рассмотрения жалоб, сложившейся в первые годы советской власти. Он отмечал, что «в действующем праве мы встречаем интересную попытку построить жалобу как самостоятельный юридический институт и создать для ее обслуживания специальный административный аппарат».
Обращает на себя внимание принятый 30 июня 1921 г. специальный нормативно-правовой акт — Циркулярное постановление президиума ВЦИК РСФСР «О порядке подачи жалоб и заявлений». В преамбуле этого документа констатировалась неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере рассмотрения жалоб и прежде всего связанная с тем, что свобода жалобы не обеспечивалась. В постановлении предпринималась попытка усилить гарантии доступности жалобы как средства защиты путем исключения ответственности заявителей и жалобщиков, включая бытовавшее применение к ним на местах административных репрессий (п. 3).