Дата публикации: 21.11.2024

Жалоба как средство социально-правовой защиты в Советском государстве: историко-правовой аспект

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации и подачи жалобы в качестве средства социально-правовой защиты граждан в Советском государстве. Отмечена распространенность подачи жалоб населением в различных сферах жизни. Жалоба осмысливается как массовая, универсальная, а подчас и отчаянная реакция советских людей на нарушения их прав и законных интересов, на различные беззакония, включая такие как репрессии. Показаны попытки совершенствования механизмов подачи жалоб, их рассмотрения и реагирования на них на этапах существования страны, включая прогрессивные реформы позднего СССР.




Исследование тех или иных социально-правовых явлений предполагает их осмысление с точки зрения становления, развития, практического воплощения. Заслуживает внимания такой феномен, как жалоба со всеми ее социальными, моральными и юридическими составляющими. Жалобы есть обыденная реальность человеческого бытия. Между тем в качестве своеобразного правового средства она прошла свой исторический путь формирования по мере развития и усложнения государственного устройства и правопорядка, получая формально-юридическое закрепление в виде правил ее подачи и рассмотрения, а позднее — и в виде так называемого права жалобы. Не исключение здесь и Россия, где право жалобы имеет свою историю, свою специфику в разные периоды прошлого, в частности в советский период страны.

Советская власть еще в первые годы своего существования указывала на значимость обращений и жалоб граждан. Так, уже в Постановлении VI Всероссийского Съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов» требовалось от всех органов и должностных лиц Советского государства принимать обращения любого гражданина РСФСР, желающего обжаловать их действия.

Общее наблюдение за организацией приема жалоб граждан во всех учреждениях и за правильным движением было возложено на Народный комиссариат государственного контроля (Рабоче-Крестьянскую инспекцию). Декретом ВЦИК и СНК от 9 апреля 1919 г. и Постановлением Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции от 4 мая 1919 г. было создано Центральное бюро жалоб и заявлений, которое должно было принимать жалобы и заявления от всех граждан Советской Республики (просуществовало до 1924 г.).

Известный теоретик административного процесса и права жалобы М.Д. Загряцков давал довольно высокую оценку системе рассмотрения жалоб, сложившейся в первые годы советской власти. Он отмечал, что «в действующем праве мы встречаем интересную попытку построить жалобу как самостоятельный юридический институт и создать для ее обслуживания специальный административный аппарат».

Обращает на себя внимание принятый 30 июня 1921 г. специальный нормативно-правовой акт — Циркулярное постановление президиума ВЦИК РСФСР «О порядке подачи жалоб и заявлений». В преамбуле этого документа констатировалась неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере рассмотрения жалоб и прежде всего связанная с тем, что свобода жалобы не обеспечивалась. В постановлении предпринималась попытка усилить гарантии доступности жалобы как средства защиты путем исключения ответственности заявителей и жалобщиков, включая бытовавшее применение к ним на местах административных репрессий (п. 3).

Список литературы

1. «Дорогой наш товарищ Сталин!» ...и другие товарищи. Обращения родственников репрессированных командиров Красной армии к руководителям страны / составитель Н.С. Черушев. Москва : Звенья, 2001. 336 с.
2. Братусь С.Н. Об усилении и расширении судебной защиты прав граждан / С.Н. Братусь // Правоведение. 1975. № 5. С. 43–53.
3. Гущин А.А. Жалобы и обращения граждан по жилищно-бытовым вопросам как элемент повседневности советского общества в 1950–1980-х гг. / А.А. Гущин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (45). С. 78–88.
4. Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. Развитие идеи и принципов административной юстиции. Административный процесс и право жалобы в советском праве / М.Д. Загряцков. Москва : Право и жизнь, 1924. 95 с.
5. Книга Памяти жертв политических репрессий : Российская Федерация, Ульяновская область / под общей редакцией Ю.М. Золотова. Ульяновск : Дом печати, 1996. 1023 с.
6. Ремнев В.И. О гарантиях рассмотрения жалоб трудящихся / В.И. Ремнев // Советское государство и право. 1962. № 5. С. 34–43.
7. Ростовщиков И.В. Становление жалобы как правозащитного средства в царской России: историко-правовой аспект / И.В. Ростовщиков, А.В. Косолапов // Вестник Евразийской академии административных наук. 2024. № 1 (66). С. 86–90.
8. Сталин И.В. О значении и задачах Бюро жалоб / И.В. Сталин // Сочинения. В 13 томах. Т. 13. Июль 1930 — январь 1934. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1953. С. 135–136.
9. Твердюкова Е.Д. Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания (1920–1980-х годов) как форма апелляции к власти / Е.Д. Твердюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2015. № 1. С. 19–28.
10. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939. Документы и материалы. В 5 томах / главные редакторы В. Данилов, Р. Маннинг, Л. Виола. Т. 3. Конец 1930–1933 / составитель В. Данилов ; ответственный редактор И. Зеленин. Москва : РО
11. Юридическая процессуальная форма: теория и практика / под общей редакцией П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. Москва : Юридическая литература, 1976. 279 с.

Остальные статьи