Дата публикации: 21.11.2024

Преступное как ненормальное

Аннотация

В статье предлагается авторская версия о феномене преступного — сложного комплекса явлений — как естественного, но противоправного и ненормального проявления цивилизационной идентичности, представления о преступном как о квазиправовой антиценности. Ставится вопрос если не о возможности тотального искоренения преступного, то по меньшей мере о минимизации ее последствий.




На первый взгляд, здесь все понятно: преступное есть зло, оно абсолютно противоправно, противоречит законам и моральным нормам, а посему ненормально и должно отторгаться государством, социумом, гражданским обществом и ответственными личностями. Но социальная реальность все же динамичнее, богаче и сложнее данной, казалось бы, непреложной истины, и преступное не только постоянно репродуцируется, но и обладает определенной привлекательностью и порой совершенно противоположной оценкой и аксиологической значимостью в различных социальных слоях.

Сложность данной проблемы обусловлена расположенностью объекта исследования. Порой в глазах обывателя все неизвестное, непонятное, действующее и живущее отличным от его представления о нормальности способом является и преступным тоже. Это с одной стороны. Правовой инфантилизм, реально присутствующий в определенных слоях населения, отторгает все сложное и непонятное и присваивает этому исключительно негативные значения. С другой стороны, можно как-то понять негативную аргументацию человека, не сумевшего преодолеть гносеологические барьеры современных социальных и правовых практик, которые сами по себе вполне законны и нормальны, но сложны и противоречивы, а глубокое проникновение в суть таковых требует специальной квалификации. Но эта реакция ненормальна, ибо она не отражает сути происходящих событий, более того, не может способствовать борьбе с преступным как со сложным комплексом явлений. Сложные явления невозможно понять упрощенным пониманием, и любая профанация будет идти только во вред. Преступное есть квазиправовая антиценность, которая обладает тем не менее не только своей социальной и ментальной привлекательностью, но и комплексом разного рода аргументаций, заставляющих не обладающего основательным социальным опытом человека или формально законопослушного маргинала уверовать в ее социальную значимость.

Преступное и нормальное всегда верифицируют друг друга, но соотносительными категориями (такими, как форма и содержание, причина и следствие, возможность и действительность и др.) не являются. Расстановка смыслов здесь гораздо сложнее.

Разбирая представление о нормальном, так и хочется сопоставить его с нормативным, с нормой и с другими категориями из привычного правового ряда. Однако само нормальное выходит за рамки нормативного и имеет несколько иной смысл. Норма (лат.) — руководящее начало, общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное у Даля — это состояние обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Normalis на латыни дословно — это почему-то прямолинейный, отсюда и представления о нормальном как о правильном, соответствующем норме или психически здоровом (в медицине). В русском языке еще в конце XIX — начале XX вв. понятие нормаль было синонимом стандарт.

Список литературы

1. Малахов В.П. Философия права : учебное пособие для вузов / В.П. Малахов. Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. 446 с.
2. Ромашов Р.А. Право: нормативность и девиантность : монография / Р.А. Ромашов. Санкт-Петербург : Алитейя, 2018. 272 с.
3. Tarde, G. Penal Philosophy / G. Tarde. Boston : Little, Brown, and company, 1912. 222 p.

Остальные статьи