К проблеме «аутентичной законности» на некоторых примерах законодательства XX в.
Аннотация
В работе рассматриваются исторические аспекты развития законности в законодательстве нацистской Германии, милитаристской Японии, режима красных кхмеров в Камбодже. Отмечается, что понимание законности через понятийный ряд «принцип — метод — режим — состояние», а также концепции идеи формальной законности, правовой законности, конституционной законности, ситуативной законности в настоящее время уже не всегда способно в полной мере отразить сущность законности как правовой категории. В статье показывается, что законодатели нацистской Германии, милитаристской Японии и коммунистического режима красных кхмеров в Камбодже создали режим квазизаконности, а их деятельность на формально законных основаниях стала одним из самых известных примеров военных преступлений и геноцида в мировой истории XX в. В этой связи предлагается авторское понятие аутентичной законности, которое должно способствовать дальнейшему развитию представлений о законности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 11/2024 |
Страницы | 34-41 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-11-34-41 |
Эволюция представлений о праве и одновременно размышления о законности в концептуальном плане начались еще в эпоху цивилизаций Древнего мира и продолжаются до настоящего времени. Если под законностью понимать сложившийся общеправовой принцип, предполагающий необходимость неукоснительного соблюдения и исполнения всеми норм права, принятых государством, то актуальность исследования законности как универсального историко-правового феномена во многом обусловлена тем неоспоримым фактом, согласно которому в истории человечества не было государства, в котором не совершались бы правонарушения, т.е. не было бы нарушения законности.
В истории юридической науки количество научных исследований по проблемам законности с учетом их сложности, широты, глобальности и междисциплинарности может быть сопоставимо только с количеством работ по проблематике правопонимания. Библиографический анализ работ по истории развития представлений о законности позволяет сделать вывод о том, что в западной правовой мысли идеи законности в концептуальном ключе и в разных аспектах освещали Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Вебер, А. Дайси, Л.Л. Фуллер, Ф.А. Хайек, К. Шмитт, Б. Таманаха, Г. Харт и др. В политико-правовых учениях Востока идеи законности отражены в философском наследии Конфуция, Гуань Чжуна, Шан Яна и др.
В дореволюционной и пореволюционной отечественной правовой литературе идеи законности можно обнаружить у Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, А.Д. Градовского, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, И.А. Покровского, М.М. Сперанского, Г.Ф. Шершеневича и др. Основной вклад в теоретическое осмысление законности был внесен советскими правоведами, которое стало предметом изучения в трудах Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.В. Борисова, М.И. Байтина, С.Н. Братуся, Н.Н. Вопленко, В.М. Горшенева, В.Н. Кудрявцева, П.Е. Недбайло, П.М. Рабиновича, М.С. Строговича, И.С. Самощенко и др.
После развала СССР с начала 2000-х годов и до настоящего времени проблему законности в разных аспектах освещали в своих исследованиях Р.А. Каламкарян, В.В. Комарова, Д.А. Керимов, С.В. Кодан, В.В. Кожевников, Г.В. Мальцев, А.А. Савенков, А.Н. Савенков, О.П. Сауляк, Н.Я. Соколов, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, И.Л. Честнов, Р.В. Шагиева и др.
Анализ и синтез многочисленных работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что с большой долей условности в настоящее время в правовой науке имеются следующие концепции, отражающие сущность законности. Так, с одной стороны, сложившееся в правовой науке понятийное выражение законности находится в русле концепта «принцип — метод — режим — состояние» в разных проявлениях. С другой стороны, это сложившиеся концепции идеи формальной законности, правовой законности, конституционной законности, ситуативной законности, которые в настоящее время уже не всегда способны адекватно отразить сущность и многогранность законности как общеправовой категории. Это обусловлено тем, что они отражают (каждый в своей части) только одну из многочисленных граней законности как архисложной и фундаментальной правовой категории. Одновременно исследователи законности очень часто игнорируют диалектический принцип историзма, который помогает установить конкретные исторические состояния любого изучаемого объекта, механизм и условия его развития.