Права человека как неправовая проблема
Аннотация
В статье выстраивается аргументация в защиту методологической позиции автора относительно существа проблемы прав человека, а именно относительно ее неправовой основы. Позиция является методологической, поскольку требует переосмысления целого ряда понятий и идей, в совокупности отражающих и природу права, и природу прав, и смысловые контексты понятия человека. Проблема прав человека мыслится как проблема, непосредственно связанная с правопониманием.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 11/2024 |
Страницы | 27-33 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-11-27-33 |
Права человека, утверждает Е.А. Лукашева, важнейший элемент права, они «имеют особое значение для измерения цивилизации». Но что именно понимается под правами человека, а точнее — что они представляют собой с точки зрения юридической теории? Ответ на данный вопрос — первый шаг в выяснении того, является ли проблема прав человека по своему существу правовой.
Права человека для юридического права (и его теории) — установленные, внешне определенные возможности как вхождения человека в качестве лица в определенные правоотношения, так и выхода из них. Для самого же человека его права (именно как человека, а не как лица, субъекта, члена общества, гражданина и т.п.) — его внутренние, субъективные основания вхождения в определенные правоотношения и выхода из них.
В юридическом смысле существуют только права человека, но не сам человек. Право — средство отчуждения общественных регуляторов от людей (как общее условие вообще существования права). К таким регуляторам относятся и права человека. Правами можно манипулировать не в пример удобнее и легче, чем самими людьми; это как буквы, из которых можно составить любое слово. Поскольку человек в праве фантом, постольку его права, в сущности, таковы же — фантомные.
В праве человек замещен тем, что юридическое право в состоянии различить в своем, так сказать, «звуковом диапазоне».
Юридическая теория ассоциирует отдельные права с областью возможного и разрешенного. Иными словами, эти права — не права человека, а лишь определенные правом (как совокупностью норм и правил) рамки возможностей, возникающих (или задаваемых) в том или ином случае или типичном отношении. На самом деле права человека есть синтез всех трех модальностей правосознания — запрещенного (негативно обязательного), требуемого (позитивно обязательного) и разрешенного. Только при таком условии права человека перестают быть только возможностями, степень которых определена (ограничена) нормами права.