Государственность как теоретико-правовая проблема: синтез подходов (начало)
Аннотация
Рассмотрены высказанные в современной отечественной и зарубежной политико-правовой науке подходы к пониманию государственности: исторический, функциональный (процесс реализации определенных государственных функций), синтетический и др. Обоснованы выводы о том, что определение понятия «государственность» должно осуществляться путем совершения двух аналитических действий — отграничения государственности от понятия о государстве и путем объединения комплекса политических и неполитических факторов существования государства как социального явления, и, поскольку имплементация понятия «государственность» связана с необходимостью использования более объемного понятия, способного описывать различные аспекты функционирования государства как политического и правового феномена в широком историческом контексте, государственность и государство следует соотносить как общее и частное. Установлено, что перспективными инструментами для конструирования понятия «государственность» являются функциональный и идейный подходы к пониманию природы государственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 11/2024 |
Страницы | 20-26 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-11-20-26 |
Обращение к проблеме государственности как к понятию теории государства и права обусловлено отсутствием единства в оценке содержания этого понятия, поскольку в юридической науке присутствует заметное разнообразие точек зрения относительно сущности государственности. Закономерной является связь между понятиями «государство» и «государственность», поскольку последнее является терминологически производным от первого. Вместе с тем до настоящего момента времени точного понимания природы государственности как юридического понятия достичь не удается, что создает необходимость в обобщении сложившихся в науке подходов и разработке универсального представления о государственности.
Сама возможность определения понятия «государственность» связана с его отграничением от понятия «государства», поскольку отождествление этих понятий превращает государственность в синоним государства и устраняет его значимость для теории государства и права. Отмечая неплодотворность отождествления государства и государственности, А.Б. Венгеров видел в государственности «определенное состояние общества, государство, взятое в эволюции». С его точки зрения, государственность представляет собой более объемное понятие, которое позволяет рассматривать природу государства как социального явления не в конкретно-исторический момент времени, а на протяжении всей исторической дистанции его существования. Иными словами, государственность описывает состояние государства как формы политической и правовой организации жизни общества в ее динамике, а не в статике. Этот подход, который условно можно обозначить как исторический, позволяет рассматривать признаки государства в ретроспективном контексте их трансформации в различных исторических условиях, что является платформой для построения прогностических сценариев развития государства в будущем. В таком контексте государственность отражает социологический подход к государству.
Историческому подходу противостоит подход, который видит в государственности, прежде всего, процесс реализации определенных государственных функций. Представитель этого подхода Ф.М. Раянов понимал государственность как «осознанный процесс реализации государством как организацией политической власти определенного общества своих функций». С этой позиции в государственности усматривается некоторая совокупность результатов практической деятельности органов публичного управления, которые посредством совершения конкретных действий способствуют исполнению функций государства. Необходимо отметить, что подобное понимание фактически сводит достаточно многообразное явление государственности к одному, пусть и наиболее капитальному и значимому аспекту существования государства как социального явления, — его функциям. Между тем представляется, что государственность не может быть усечена подобным образом, так как это понятие является более объемным, чем само понятие «государство». Отсюда сведение государственности лишь к одному аспекту бытия государства выглядит сомнительным ходом в рамках теоретико-правового анализа этого понятия.