Смена правовых фикций: от легитимности к легальности
Аннотация
В статье рассматривается исторический процесс трансформации европейского общественного сознания, осуществлявшего в начале Нового времени «смену вех». Трансцендентные ценности и установки, скрепляющие власть и политику с религиозными традициями в ходе секуляризационных процессов, уступают место легалистским типам мышления, вводя новые символы, формы, нормы управления и права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 11/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-11-2-7 |
В эпоху затянувшейся осени Средневековья государства в Европе XV–XVI веков постепенно превращались в относительно единого политического субъекта, все более решительно расширяя или вовсе устраняя старые феодальные границы. Менялся основной принцип легитимации властных компетенций Нового времени. Позиционируя себя как представителя всего народа и общества, государство делало своим приоритетом и политической формулой собственный интерес. Требовалось и формальное закрепление этого статуса, о чем озаботились придворные «легисты». Весьма удачным приобретением выступило возрожденное римское право с его четко артикулированными формулами и разработанными институциями, а также скрытым типом власти. Все это вполне подходило для новых исторических условий и новых суверенов.
Средневековая теологическая легитимация верховной власти уступала место собственно юридическим ее обоснованиям. Нормы и принципы юстиниановской кодификации и Институций Гая в нововременной правовой интерпретации достаточно гармонично сочетались с естественным правом, в свою очередь вдохновленным каноническим правом и христианскими постулатами.
Средневековая мысль направлялась на воскрешение павшего мироздания, его реновацию в качестве реального посюстороннего творения Бога. Средневековое же чувство справедливости как легитимности закреплялось всепроникающим формализмом, верой в созидательную мощь произнесенного слова. Каждая мысль, приписывающая себе самостоятельное существование, хотела быть зримым образом. Для этого использовалась аллегория — символ, намеренно укладываемый на поверхность воображаемого. Фиктивное желало стать по-настоящему реальным.
Врожденное чувство трансцендентной сущности вещей приводит к тому, что всякое представление очерчивается незыблемыми границами, остается изолированным в своей пластической форме. И эта форма господствует. «Правовое чувство непоколебимо, словно стена; оно ни на мгновение не испытывает сомнения» (Йохан Хейзинга). Официально закрепленное законом положение власти ввиду этого закрепления теперь легитимно.
Бесспорная легитимность средневекового права основывается на божественном трансцендентном авторитете. Только в начале Нового времени правовая норма (закон) приобретет бесспорность в силу своего создания в нормированно и императивно установленном порядке: Бога попытается заменить законодатель.